Основные направления инновационной политики в России и механизмы их реализации

Современная научно-техническая революция представляет собой совокупность коренных качественных изменений в средствах, технологии, организации и управлении производством на основе новых научных принципов. Эта революция есть не что иное, как всеобъемлющая волна инноваций, научных разработок, внедряемых практически на всех направлениях промышленной, социальной, управленческой сфер.

В 30-х годах 20 века австрийский и американский экономист Шумпетер Й. использовал понятие “инновация”, подразумевая под этим: - изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Сегодня, на совершенно новом этапе развития человечества особенно остро встает вопрос об осуществлении и решении целей всеобщего благополучия, люди стремятся к знаниям, строятся технопарки и оживают наукограды. Человечество стремится познать себя и мир, и без помощи государства, без той основы, которую оно может и должно предоставить, всё это может рухнуть, так как инновации - это очень рисковая деятельность.

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

О необходимости внедрения инноваций ведётся много обсуждений и споров. В частности, в ходе саммита «большой восьмерки» в июле 2009 г. в Италии (в котором принимала участие Российская сторона) была принята «Декларация об ответственности стран - мировых лидеров за устойчивое развитие в будущем». В этом документе подчеркивается: «Инновации и знания являются ключевыми факторами, способствующими выходу из кризиса и выводу мировой экономики на более устойчивый путь развития. Мы (страны, подписавшие этот документ - Б.П.) намерены ускорить нововведения, являющиеся ответом на долгосрочные вызовы развитию, и стимулировать прогресс современных производств, видов услуг и компаний, которые смогут играть решающую роль в обеспечении новых источников экономического роста. Мы обязуемся осуществлять инновационную политику в наших странах, в том числе используя антикризисные программы стимулирования. Эта политика нацелена на развитие исследований, предпринимательства, человеческого капитала и способностей, «зеленых» технологий и инвестиций в инфраструктуру, включая информационные и коммуникационные сети».

В России проблемы инновационно-технологического развития изучались с начала 1990-х годов, но наиболее активно и масштабно они стали исследоваться с начала ХХІ в. Консолидирующей основой этого процесса явилась Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов» (разрабатывается с 2002 г.). Головная организация - Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. К работе над Программой привлечены институты Отделения общественных наук РАН (12 организаций), а также ряд экспертов и организаций РАН отделений по естественным наукам. Ежегодно готовятся сводные отчеты по Программе, регулярно проводятся семинары по конкретным направлениям и проблемам. Среди результатов данной Программы следует отметить выявление направлений перспективного сотрудничества России со странами СНГ, включая Украину, в области инноваций и новых технологий.

Стабильность и развитие общественных систем, их управляемость на рубеже тысячелетий выходят на первый план. В настоящее время у ведущих мировых держав особую актуальность и социальную значимость приобретает повышение эффективности деятельности органов государственной власти, качество оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества и укрепления правового государства. Изменения в социальной, политической, экономической сферах жизни, новые потребности населения оказывают существенное влияние на государственную политику, актуализируют проблемы ее модернизации. Это требует от всех государственных структур способности быстро адаптироваться и отвечать на многочисленные вызовы, перестраивая свою работу, организационную структуру и политику. Речь идет о необходимости овладения искусством управления изменениями и использовании инноваций в деятельности государственных организаций, что имеет самое непосредственное отношение к повышению инновационного потенциала любого государства. В мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N СИ-П8-3805 Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, институтами развития, организациями науки и образования организовало работу по подготовке на регулярной основе обзора реализации государственной инновационной политики и состояния национальной инновационной системы Российской Федерации.

В результате проделанной совместной работы подготовлен "Российский инновационный индекс", являющийся первым российским опытом комплексного аналитического исследования сферы науки и инноваций.

Данная тематика, посвященная проблемам и перспективам развития сферы науки и инноваций, в последние годы получила широкое распространение не только в ведущих индустриальных странах и международных организациях, но и в развивающихся государствах. При разнообразии методических подходов и форм презентации материалов всех их объединяет стремление к максимально возможной стандартизации применяемых индикаторов и на этой базе - не столько к демонстрации достижений, сколько к выявлению диспропорций, требующих корректировки мер политики в условиях усиливающейся глобальной конкуренции.

Как сказано в «Докладе о развитии человеческого потенциала в Пермском крае», в целом в инновационной сфере региона не наблюдается значительных позитивных изменений. Анализ показал, что не происходит явно выраженного роста ни в ресурсных составляющих инновационной деятельности, ни в результатах данной деятельности. Реализация инновационной политики, таким образом, должна быть направлена как на активизацию ресурсных возможностей инновационного потенциала, так и на развитие экспорта технологий региона, внедрение технологических инноваций в производство, удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпускаемой продукции.

Следовательно, для Пермского края очень остро стоит проблема внедрения и применения инновационных технологий и методов.

Потребности в формировании российской инновационной экономики требуют изменения направлений государственной политики, а также разработки соответствующего механизма правового регулирования, отвечающего потребностям общества. Государством должны создаваться условия для формирования предпринимательской среды, развития рыночных институтов, которые обеспечили бы конкурентоспособность российских предприятий, повышение их инновационной активности и восприимчивости к передовым технологиям. О необходимости модернизации экономики, улучшения инвестиционного климата и взаимодействия в сфере высоких технологий, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса говорилось и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 30 ноября 2010 года.

Ранее, в феврале 2008 г., Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выдвинул концепцию «четырех И» (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции) и предложил решить ряд задач (например, преодолеть правовой нигилизм, снизить административные барьеры, налоговое бремя для стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал и пр.) в целях развития национальной инновационной системы.

Первоочередным стратегическим ориентиром правительства Пермского края в вопросах инновационного развития является внедрение инноваций в области энергетики. Об этом можно судить на основании Положения об энергостратегии Пермского края от 28 мая 2008г.: «Третий этап - это этап развития инновационной экономики. В соответствии с этим основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике будущего с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых неуглеводородных источников энергии и технологий ее получения».

Исходя из положения актуальности и практической значимости темы, может быть сформулирована цель моего исследования: Исследование основных направлений инновационной политики России и определение механизмов их реализации

.

Данная цель определила решение следующих задач:

. Определить состояние инновационной политики в России сегодня;

. Определить состояние инновационной политики в Пермском крае;

. Выявить полюса соприкосновения мировых инноваций и инноваций России;

. Обозначить сильные и слабые стороны инновационной политики России;

. Дать заключение по выявленной проблематике;

. Вынести собственные рекомендации по повышению эффективности инновационной политики.

Курсовая работа имеет следующую организационную структуру: 1. Введение; 2. Глава 1. Обзор литературы по внедрению и распространению инноваций (2 параграфа); 3. Глава 2 Текущий уровень развития инновационных технологий (2 параграфа); 4. Глава 3. Существующие направления регулирования инновационной политики (3 параграфа); 5. Список использованной литературы и источников; 6. Приложения.

В первой главе приводится обзор литературы, найденной по теме инновационной политики.

Вторая глава представляет обзор развития инновационной политики и результаты её выполнения в Российской Федерации (на макроуровне) и Пермском крае (на мезоуровне).

Целью третьей главы является рассмотрение комплекса мер, принимаемых в рамках инновационной политики на уровне России и Пермского края.

Обзор литературы по внедрению и распространению инноваций

    Полезно знать >>>

    Определение рыночной стоимости двухкомнатной квартиры
    В настоящее время оценочная деятельность в России находится в стадии становления: - вырабатываются механизмы правого регулировщика, унифицируются стандарты оценки. Недвижимое имущество играет многогранную роль в экономической жизни. Оно является основной хозяйственной деятельности и составной частью активов предприятия. Недвижимость занимает очень важное мест ...

    Организация предпринимательской деятельности

    Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

    Организация и повышение эффективности производства продукции

    Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.