Основные направления инновационной политики в России и механизмы их реализации

Современная научно-техническая революция представляет собой совокупность коренных качественных изменений в средствах, технологии, организации и управлении производством на основе новых научных принципов. Эта революция есть не что иное, как всеобъемлющая волна инноваций, научных разработок, внедряемых практически на всех направлениях промышленной, социальной, управленческой сфер.

В 30-х годах 20 века австрийский и американский экономист Шумпетер Й. использовал понятие “инновация”, подразумевая под этим: - изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Сегодня, на совершенно новом этапе развития человечества особенно остро встает вопрос об осуществлении и решении целей всеобщего благополучия, люди стремятся к знаниям, строятся технопарки и оживают наукограды. Человечество стремится познать себя и мир, и без помощи государства, без той основы, которую оно может и должно предоставить, всё это может рухнуть, так как инновации - это очень рисковая деятельность.

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

О необходимости внедрения инноваций ведётся много обсуждений и споров. В частности, в ходе саммита «большой восьмерки» в июле 2009 г. в Италии (в котором принимала участие Российская сторона) была принята «Декларация об ответственности стран - мировых лидеров за устойчивое развитие в будущем». В этом документе подчеркивается: «Инновации и знания являются ключевыми факторами, способствующими выходу из кризиса и выводу мировой экономики на более устойчивый путь развития. Мы (страны, подписавшие этот документ - Б.П.) намерены ускорить нововведения, являющиеся ответом на долгосрочные вызовы развитию, и стимулировать прогресс современных производств, видов услуг и компаний, которые смогут играть решающую роль в обеспечении новых источников экономического роста. Мы обязуемся осуществлять инновационную политику в наших странах, в том числе используя антикризисные программы стимулирования. Эта политика нацелена на развитие исследований, предпринимательства, человеческого капитала и способностей, «зеленых» технологий и инвестиций в инфраструктуру, включая информационные и коммуникационные сети».

В России проблемы инновационно-технологического развития изучались с начала 1990-х годов, но наиболее активно и масштабно они стали исследоваться с начала ХХІ в. Консолидирующей основой этого процесса явилась Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов» (разрабатывается с 2002 г.). Головная организация - Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. К работе над Программой привлечены институты Отделения общественных наук РАН (12 организаций), а также ряд экспертов и организаций РАН отделений по естественным наукам. Ежегодно готовятся сводные отчеты по Программе, регулярно проводятся семинары по конкретным направлениям и проблемам. Среди результатов данной Программы следует отметить выявление направлений перспективного сотрудничества России со странами СНГ, включая Украину, в области инноваций и новых технологий.

Стабильность и развитие общественных систем, их управляемость на рубеже тысячелетий выходят на первый план. В настоящее время у ведущих мировых держав особую актуальность и социальную значимость приобретает повышение эффективности деятельности органов государственной власти, качество оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества и укрепления правового государства. Изменения в социальной, политической, экономической сферах жизни, новые потребности населения оказывают существенное влияние на государственную политику, актуализируют проблемы ее модернизации. Это требует от всех государственных структур способности быстро адаптироваться и отвечать на многочисленные вызовы, перестраивая свою работу, организационную структуру и политику. Речь идет о необходимости овладения искусством управления изменениями и использовании инноваций в деятельности государственных организаций, что имеет самое непосредственное отношение к повышению инновационного потенциала любого государства. В мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N СИ-П8-3805 Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, институтами развития, организациями науки и образования организовало работу по подготовке на регулярной основе обзора реализации государственной инновационной политики и состояния национальной инновационной системы Российской Федерации.

В результате проделанной совместной работы подготовлен "Российский инновационный индекс", являющийся первым российским опытом комплексного аналитического исследования сферы науки и инноваций.

Данная тематика, посвященная проблемам и перспективам развития сферы науки и инноваций, в последние годы получила широкое распространение не только в ведущих индустриальных странах и международных организациях, но и в развивающихся государствах. При разнообразии методических подходов и форм презентации материалов всех их объединяет стремление к максимально возможной стандартизации применяемых индикаторов и на этой базе - не столько к демонстрации достижений, сколько к выявлению диспропорций, требующих корректировки мер политики в условиях усиливающейся глобальной конкуренции.

Как сказано в «Докладе о развитии человеческого потенциала в Пермском крае», в целом в инновационной сфере региона не наблюдается значительных позитивных изменений. Анализ показал, что не происходит явно выраженного роста ни в ресурсных составляющих инновационной деятельности, ни в результатах данной деятельности. Реализация инновационной политики, таким образом, должна быть направлена как на активизацию ресурсных возможностей инновационного потенциала, так и на развитие экспорта технологий региона, внедрение технологических инноваций в производство, удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпускаемой продукции.

Следовательно, для Пермского края очень остро стоит проблема внедрения и применения инновационных технологий и методов.

Потребности в формировании российской инновационной экономики требуют изменения направлений государственной политики, а также разработки соответствующего механизма правового регулирования, отвечающего потребностям общества. Государством должны создаваться условия для формирования предпринимательской среды, развития рыночных институтов, которые обеспечили бы конкурентоспособность российских предприятий, повышение их инновационной активности и восприимчивости к передовым технологиям. О необходимости модернизации экономики, улучшения инвестиционного климата и взаимодействия в сфере высоких технологий, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса говорилось и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 30 ноября 2010 года.

Ранее, в феврале 2008 г., Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выдвинул концепцию «четырех И» (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции) и предложил решить ряд задач (например, преодолеть правовой нигилизм, снизить административные барьеры, налоговое бремя для стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал и пр.) в целях развития национальной инновационной системы.

Первоочередным стратегическим ориентиром правительства Пермского края в вопросах инновационного развития является внедрение инноваций в области энергетики. Об этом можно судить на основании Положения об энергостратегии Пермского края от 28 мая 2008г.: «Третий этап - это этап развития инновационной экономики. В соответствии с этим основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике будущего с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых неуглеводородных источников энергии и технологий ее получения».

Исходя из положения актуальности и практической значимости темы, может быть сформулирована цель моего исследования: Исследование основных направлений инновационной политики России и определение механизмов их реализации

.

Данная цель определила решение следующих задач:

. Определить состояние инновационной политики в России сегодня;

. Определить состояние инновационной политики в Пермском крае;

. Выявить полюса соприкосновения мировых инноваций и инноваций России;

. Обозначить сильные и слабые стороны инновационной политики России;

. Дать заключение по выявленной проблематике;

. Вынести собственные рекомендации по повышению эффективности инновационной политики.

Курсовая работа имеет следующую организационную структуру: 1. Введение; 2. Глава 1. Обзор литературы по внедрению и распространению инноваций (2 параграфа); 3. Глава 2 Текущий уровень развития инновационных технологий (2 параграфа); 4. Глава 3. Существующие направления регулирования инновационной политики (3 параграфа); 5. Список использованной литературы и источников; 6. Приложения.

В первой главе приводится обзор литературы, найденной по теме инновационной политики.

Вторая глава представляет обзор развития инновационной политики и результаты её выполнения в Российской Федерации (на макроуровне) и Пермском крае (на мезоуровне).

Целью третьей главы является рассмотрение комплекса мер, принимаемых в рамках инновационной политики на уровне России и Пермского края.

Обзор литературы по внедрению и распространению инноваций

    Полезно знать >>>

    Основные представления о региональной экономике как системе
    Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие экономических систем является неотъемлемым условием их устойчивого функционирования в условиях рыночных отношений и межтерриториальной конкуренции. Вопросы обеспечения такого развития ставились экономической наукой на всем протяжении ее существования. Однако, несмотря на достигнутые результаты, время ставит пе ...

    Организация предпринимательской деятельности

    Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

    Организация и повышение эффективности производства продукции

    Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.