Этапы развития предпринимательства в России

Славяне в Древней Руси показывали себя активными и бесстрашными купцами, умеющими действовать в интересах князя, государства и личных обстоятельств. На развитие предпринимательства в Древней Руси повлияли политические факторы, которые заключались в процессе собирания земель под руководством более сильной в военном и идеологическом отношении сначала Владимирской, а потом Московской Руси. Монголо-татарское иго отрицательно повлияло на развитие российского предпринимательства, затормозив его развитие до XVI в.

С XVI в. в Московском государстве начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства, появляются династии предпринимателей. Первый из них является род Строгановых, прославившийся крупнейшими купцами и промышленниками. К XVI-XVII вв. в России сформировалась торговая сеть. К началу ХХ в. предпринимательством в России занималось примерно 5 миллионов человек, действовало более 1,5 тысяч акционерных компаний. Развитию торгового бизнеса способствовало появление биржевого дела, а становлению финансового предпринимательства - банковское дело. Реформы 60 - 70-х гг. Х1Х в. разделили историю России на дореформенный период и пореформенный период. Пореформенный период продлился до 1913 г., который назывался «золотым веком предпринимательства».

Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличается рядом особенностей. В экономике Российской империи основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование. Это предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам, всевозможную регламентацию и административный надзор.

Широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства послужила реформа 1861 года. Появился первый в России частный коммерческий акционерный банк, прошли первые форумы отечественных предпринимателей (первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.).

Послеоктябрьский период характеризуется «антирыночными» тенденциями и директивным распределением ресурсов и готовой продукции. Экономическая обстановка в Советской России создавала крайне ограниченные возможности для расширения и укрепления частной торговли.

Что касается современного состояния российского предпринимательства, то следует отметить, что в 90-е гг. стабильно росла доля малого предпринимательства, росла торгово-посредническая деятельность. Предпринимательство на современном этапе характеризуется большой динамичностью развития. В последние годы получило широкое распространение такое новое направление предпринимательской деятельности как Интернет-предпринимательство.

Полезно знать >>>

Показатели деятельности предприятия ПК Колорит
Теоретическая часть ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.