Особенности механизма функционирования олигополии в российской экономике

Российский рынок как переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советский прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

Крупнейшие компании по объему реализации продукции. Январь 2004. Компания "Газпром", РАО"ЕЭС", "ЛУКойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз" "ТНК", "Сибнефть", "Русал". Объем реализации млн.$ 19571,0 16052,6 15449 11373 6407,7 6075,4 4776,7 3960 соответственно.

По мнению журнала "Эксперт", в нашей стране крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России. Рост рентабельности отраслей промышленности за 2003 год представлен в таблице 2.

Производительность труда в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит средний бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере производительность труда составляет 2300 тыс. руб./ чел. в год, когда как, например, в производстве строительных материалов 400 тыс. рублей в год. Это, конечно же можно списать на высокие цены на сырье и эффект масштаба. Но не только, сегодняшние средние и мелкие фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком.

Таблица 2 - Рост рентабельности отраслей промышленности за 2003 год

Отрасль

Рентабельность, %

Нефтегазовая промышленность

18,5

Промышленность драгоценных металлов и алмазов

15,5

Табачная промышленность

15,5

Пищевая промышленность

9

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

7

Черная металлургия

6

Машиностроение

5,5

Электроэнергетика

5,5

Химическая промышленность

5

Цветная металлургия

3

Угольная промышленность

3

Перейти на страницу: 1 2

Полезно знать >>>

Основные направления государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств
Изо дня в день у людей возникает потребность в приобретении лекарственных средств, однако, безразличность и посредственность в отношении выбора продукта представляет для человека большую угрозу. В наши дни фармацевтические компании зачастую не проходят надлежащую сертификацию и лицензирование, установленные законодательством Российской Федерации. Результатом подобных п ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.