Основные олигополистические рынки России
Доли рынка услуг операторов сотовой связи на территории Нижегородской области за январь 2005 года показано на рисунке 3.
Рисунок 3 - доли рынка услуг операторов сотовой связи на территории Нижегородской области за январь 2005 года
Несмотря на жесткую конкуренцию, Российский рынок сотовой связи в целом (Нижегородской в частности) находится только на первом этапе своего развития. Для достижения предела насыщения потребуется ещё несколько лет. Вероятно только после этого "маркетинговая" война операторов перейдет из сферы количества в сферу качества. Хотя уже сегодня некоторые операторы интересуются вопросами формирования индивидуальной лояльности абонентов и начинают смещать акцент из ценовой области в сферу дополнительных услуг и сервиса.
Заключение
1. Существование олигополий, т. е. отраслей, большая часть продаж в которых совершается несколькими фирмами, обусловлено отчасти экономией от масштаба, обеспечивающей эффективность функционирования подобных отраслей только при наличии в них небольшого числа продавцов. Но уровень концентрации продавцов зачастую выше, чем требуется для реализации экономии от масштаба в производстве.
. Экономия от масштаба порождает также барьеры, препятствующие вхождению новых фирм в отрасль, что дает олигополистам возможность получать прибыли.
. Дифференциация продукции, имеющая важное значение для многих рынков, возникает в силу того, что продавцы находят прибыльным удовлетворение различных вкусов покупателей и их стремления к разнообразию. Дифференциация продукции обычно связана с рекламой и другими торговыми издержками.
. Определяющее воздействие на поведение олигополистов оказывают две основные силы. Во-первых, при помощи сговора фирмы могут удерживать цену выше ее конкурентного уровня и в результате получать прибыли. Во-вторых, нарушая договорные соглашения, отдельные фирмы могут улучшать свое положение до тех пор, пока другие фирмы не реагируют на это. Существование противоречия между этими двумя силами иллюстрируется дилеммой олигополистов.
. Возникновение сговора наиболее вероятно при условии его законности и наличии небольшого числа продавцов. Различия между фирмами или различия в продукции, изменения в издержках или объемах спроса, а также возможность снижать цены втайне от других затрудняют процесс сговора.
. Когда сговор носит законный характер, олигополисты в целях установления фиксированных цен и ограничения объема выпуска часто идут на создание картелей. Картели нередко распадаются из-за того, что фирм" обманывая соперников, нарушают соглашения. Долго летняя успешная деятельность картеля ОПЕК была по большей части следствием готовности Саудовской Аравии ограничить свой выпуск и позволить другим поставщикам продавать столько, сколько они хотели, по цене, установленной картелем.
. Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути к тайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен.
. Если фирмы не могут договориться, то их поведение зависит от того, какой, по мнению каждой фирмы, будет реакция других фирм на ее собственные действия. Цены могут варьировать в пределах от монополистического до конкурентного уровня.
. Чтобы не допустить притока новых фирм, находящиеся в сговоре олигополисты могут устанавливать цену ниже монопольного уровня. Иногда для вытеснения новичков они прибегают к политике хищнического ценообразования, но такая политика широко не практикуется.
. Монополистическая конкуренция существует тогда, когда имеется много фирм, продающих схожие продукты, каждая из которых сталкивается с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Приток новых фирм, продающих близкие, взаимозаменяемые продукты, приводит к снижению цены и прибыли. Состояние долгосрочного равновесия достигается в точке, в которой фирмы имеют нулевые прибыли, как в условиях совершенной конкуренции, однако цена превышает величину предельных издержек.
Полезно знать >>>
Оптимизация расчетов с покупателями и заказчиками и разработка рекомендаций по повышению эффективности расчетных отношений
В настоящее время большое внимание уделяется расчетам за
продукцию, товары и услуги с покупателями и заказчиками. Это обусловлено тем,
что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает
непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее
распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты за товары, сырье,
материалы, прочие ма ...
Разделы
Интересно знать
- Общественные блага виды и особенности
Понятие и классификация экономических благ - Оплата труда работников таможенных органов
Организация заработной платы. Оплата труда - Организации трудоустройства населения
Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы