Формы и виды предпринимательской деятельности

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности. Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по нескольким признакам: 1) по сфере деятельности: производственная, в условиях которой осуществляется производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям; коммерческая, определяющую роль при которой отводится товарно-денежным, товарно-обменным операциям (в коммерческом предпринимательстве выпадает блок производства, приобретаемые предпринимателем ресурсы покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю); финансовая, где объектом купли-продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги; консультативная: консультирование производителей, продавцов, покупателей по обширному кругу юридических и экономических вопросов, а также подготовка документов, необходимых при создании новых организаций и фирм); международная (деятельность фирм на рынках других стран с целью получения прибыли, расширения доли рынка, повышения узнаваемости продукции, адаптации продукции к рынкам других стран и т.п.); 2) по организационно-правовому статусу: без образования юридического лица, частные предприятия, фермерские хозяйства, общества с ограниченной ответственностью, малые предприятия, смешанное товарищество, закрытое или открытое акционерное общество, совместное предприятие; 3) по отношению к собственности: индивидуальная (без применения наемного труда), частная, государственная; 4) по количеству собственников: индивидуальная (частная), семейная, коллективная, смешанная (совместная); 5) по масштабам производ-ства и численности работников: малые, средние и большие предприятия; 6) по территориальному признаку: сельская (районная), городская, (областная), региональная (национальная), зарубежная; 7) по отраслевой принадлежности: строительная, пищевая, текстильная, металлообрабатывающая, судостроительная, связь, транспорт, энергетика.

Говоря о предпринимательстве, следует выделить две ее формы: государственную и частную. Государственное предпринимательство представляет собой форму осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: 1) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или 2) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Частное предпринимательство - форма осуществления экономической активности от имени организации, если оно зарегистрировано, или предпринимателя, если эта деятельность осуществляется без найма рабочей силы в форме индивидуальной трудовой деятельности.

Эти две формы предпринимательства во многом совпадают: и в том и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли, схожа и их типология. Основное отличие государственного предпринимательства от частного заключается в том, что помимо коммерческих государство ставит и определенные социально-экономические цели. Кроме того, государственные предприятия отличаются более крупными размерами, авторитетом, их затраты ниже в связи с тем, что более значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов предполагают льготные параметры оплаты и скидки; доступность кредитов на особо выгодных условиях; широкие возможности получения нового оборудования; экономия на масштабах производства; устойчивая сеть деловых связей.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности сводятся к следующему: 1) государственная регистрация субъектов регулирования предпринимательской деятельности; 2) лицензирование отдельных видов деятельности; 3)антимонопольное регулирование; 4)налоговое регулирование (Налоговый кодекс РФ); 5)техническое регулирование; 6)регулирование цен на продукцию предприятий, доминирующие на рынке определенного товара.

Элементы предпринимательской деятельности: 1) потребительская среда; 2) правовая среда; 3) политическая среда; 4) технологическая среда; 5) географическая среда; 6) культурная среда; 7) состояние и развитие производственных сфер; 8) состояние внешнеэкономических связей; 9)предпринимательская инфраструктура. Функции предпринимательской деятельности: 1) ведение финансов и учета; 2) кадровая функция; 3) материально-техническая; 4) маркетинговая; 5) поддержка предпринимателя; 6) распространение идей, инициатив, опыта управления; 7)научно-технические, проектные и исследовательские работы;8)связи с общественностью.

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Организация и технология приемки товаров на предприятиях оптовой торговли
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития экономики обеспечение жизнеспособности и непрерывности развития предприятий возможно, главным образом, за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой и продаваемой ими продукции, что в большей степени можно достичь путем снижения затрат на производство и продажу продукции. Сокращение ра ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.