Малое предпринимательство

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленными законами, критериях.

По данным Всемирного банка, обще число критериев, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Наиболее часто применяются такие критерии, как средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием за год, величина активов. Почти во всех развитых странах основным критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

В Европейском союзе принята следующая классификация малых и средних предприятий:

микропредприятия - с числом работающих не более девяти человек;

малые предприятия - с числом работающих от 10 до 49 человек;

средние предприятия - с числом работающих от 50 до 249 человек.

Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, средняя численность работников за отчетный период не превышает:

в промышленности, строительстве, на транспорте - 100человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В случаях превышения малым предприятиям вышеуказанной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:

увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;

производство товаров малыми партиями, что невыгодно крупным предприятиям;

рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

появление наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

трудоустройство работников, высвобождаемых в государственном секторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Полезно знать >>>

Организация фирмы по оказанию услуг по грузоперевозкам
Наименование проекта: организация фирмы по оказанию услуг по грузоперевозкам. Заявитель проекта: Наумова Наталья Васильевна, 1982г.р. (27 лет) Организационно-правовая форма проекта: индивидуальный предприниматель Дата регистрации в качестве ИП: 16.09.2009 Вид экономической деятельности: 63.4 - организация перевозок грузов Статус проекта: проект реализует с ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.