Система управления развитием экономики региона с кибернетической точки зрения

Система управлением развития региона включает управляющую подсистему - субъекта управления и исполнительный орган и управляемую подсистему - объект управления. Управляющей подсистемой в данном случае являются региональные органы власти. Управляемая подсистема - это хозяйствующие субъекты, организации, население региона. Все элементы системы связаны между собой информационными связями. Региональные органы власти получают осведомляющую информацию о текущем состоянии субъектов хозяйствования и информацию из внешней среды от органов власти и организаций федерального уровня, органов власти и организаций других регионов, от международных организаций.

Отклонения в функционировании хозяйствующих субъектов региона происходят под воздействием внешних возмущений. Региональные органы власти оценивают внешнюю и осведомляющую информацию и на основе этой оценки принимают и вырабатывают управляющее воздействие, которое ликвидирует отклонения в деятельности предприятий.

Кибернетический подход позволяет рассматривать процесс управления развитием региона как процесс информационный, а в составе управляющей системы выделять информационную подсистему. Необходимо отметить отсутствие такой информационной подсистемы в большинстве регионов (например, в Тамбовской области). Система регионального управления должна формироваться и осуществляться как федеральным Центром, так и властями субъектов Федерации. В настоящее время система регионального управления формируется на федеральном уровне следующим образом.

Стратегия территориального развития определяет приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального экономического пространства, а региональная политика - увязывает конкретные меры по реализации стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями государства.

Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности государства и гармоничном развитии всех регионов. Стратегия ставит задачи региональной политики на федеральном уровне, включающие: 1) усиление процесса межрегиональной интеграции; 2) снижение дифференциации условий социально-экономического развития регионов; 3) обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ; 4) законодательное определение условий предоставления государственной помощи, обеспечение равных условий в конкурентной среде; 5) создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капитала.

На уровне субъекта Федерации необходимо сформировать собственную региональную стратегию развития конкретного региона как основную составляющую системы управления регионом. При этом следует помнить, что управление регионом как единой хозяйственной системой является базой обеспечения комплексности его развития.

По нашему мнению, система управления регионом на уровне субъекта Федерации должна действовать таким образом, чтобы обеспечить устойчивое экономическое развитие субъекта Федерации. Для этого необходимо, чтобы важнейшей частью системы регионального управления стал прогнозно-аналитический документ - Концепция экономического и социального развития региона. Это синтетический документ, включающий результаты аналитических и прогнозных расчетов. Концепция обладает прогнозно-аналитическими функциями: 1) содержит информацию, необходимую для принятия стратегически важных решений о рациональных направлениях регионального развития; 2) включают альтернативные варианты, обеспечивающие достижение поставленных целей. Концепция должна стать таким документом, на основе которого можно, проанализировав существующее состояние экономики региона, сформулировать прогнозный вариант его развития в будущем. Поэтому, используя Концепцию, с помощью определенного набора критериев производятся управляющие воздействия на экономическую систему региона с целью вывода ее на более высокую фазу развития. Формирование прогнозного варианта развития - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления. Таким образом, экономическая концепция - это определенный способ трактовки наиболее вероятных социально-экономических процессов и стратегии их развития.

Перейти на страницу: 1 2

Полезно знать >>>

Организация и пути повышения эффективности использования рабочей силы
оплата рабочая сила К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая владеет необходимыми физическими данными, знаниями и трудовыми навыками в соответствующей отрасли. В сельском хозяйстве с развитием производственных сил, научно-технического прогресса сокращается численность работников, занятых непосредственно производством продукции, в их использовании набл ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.