Виды инфляции

В литературе встречаются десятки различных формулировок видов инфляции. При этом авторы не всегда придерживаются определенных критериев для определения того или иного вида. Поэтому наряду могут употребляться такие понятия инфляции, как инфляция цен, импортированные инфляция, инфляция спроса, инфляция налоговая, инфляция издержек и т.д. При такой классификации инфляция теряет любую определенность и содержательность, существенно усложняется познанию ее сущности. Наиболее корректной является классификация видов инфляции по трем критериям: формами проявления, темпами обесценения денег, факторами инфляции. По формам проявления инфляции можно выделить:

Ценовую инфляцию, которая проявляется в форме роста цен;

Инфляцию сбережений, когда обесценивание денег проявляется в росте вынужденных сбережений при зафиксированных государством ценах и доходах;

Девальвацию, при которой обесценивания денег проявляется в падении их курса к иностранным валютам.

Основным видом инфляции в развитой рыночной экономике является ценовая инфляция, поскольку в условиях рынке вынужденные сбережения вообще невозможны, а девальвация обычно рассматривается как относительно самостоятельное явление.

По темпам обесценивания денег обычно выделяют три вида инфляции:

Ползучая, характеризующаяся ускоренным ростом массы денег в обороте без заметного повышения или с незначительным ростом цен - до 5% в год;

Умеренная, открытая, которая проявляется в ускорении обесценивания денег в форме роста цен, который колеблется в пределах 5-20% в год. Такая инфляция становится ощутимой для экономических субъектов, и они начинают принимать адаптационные меры. Больше всего это удается предприятиям монополизированных секторов экономики, особенно «естественным монополистам». Занятые здесь предприниматели начинают учащенно повышать цены на свои товары в ответ на рост спроса. Их покупатели начинают нести дополнительные расходы, и поэтому повышают цены на свои товары. Постепенно инфляция распространяется на все секторы экономики, нарушая равновесие всего рынка;

Галопирующая инфляция, когда рост цен 20-50%, а иногда 100% в год. Для этого вида инфляции характерно скачкообразное, крайне неравномерное распределение роста цен, которое трудно предсказать и которое не поддается регулированию. От такой инфляции трудно защититься, и влияние ее на экономику резко отрицательное;

Гиперинфляция, характеризуется чрезвычайно высокими темпами роста цен - более 100% в год. На этой стадии деньги начинают терять свои функции, купюры низких номиналов и разменная монета исчезают из обращения, падает роль денег в экономике, распространяется бартер. Нарушается кредитный механизм, усиливаются стихийные процессы в экономике и т.д.

По факторам, вызывающим инфляционный процесс, можно выделить много видов инфляции. Однако на практике все эти факторы зачастую действуют одновременно, накладываясь друг на друга. Поэтому четко такие виды инфляции практически невозможно, и в литературе по этому критерию принято выделять только два вида инфляции:

Инфляцию издержек;

Инфляцию спроса.

Эти два вида инфляции, по сути, выделенные в зависимости от того, с какой стороны осуществляется давление на цены со стороны предложения или со стороны спроса. Однако для понимания сути инфляции и разработки эффективной антиинфляционной политики такой обобщенной классификации видов инфляции достаточно.

Инфляция издержек, воздействует давлением на цены со стороны роста производственных затрат. Это прежде всего рост заработной платы, затрат на энергетические и сырьевые ресурсы, а также падение производительности труда, усиление монополизации производства и рынка, рост в структуре производства отраслей с замедленным темпам повышения производительности труда (например, услуг), с высокой долей затрат на заработную плату и низким удельным весом производства предметов потребления и т.д. Во всех этих случаях, чтобы сохранить объемы производства и предложения на прежнем уровне, необходимо увеличивать денежные выплаты, что приведет к росту спроса, а, следовательно, и цен. Если денежные выплаты не увеличивать, то указанные факторы приведут к сокращению производства и предложения, при предварительном спросе тоже подталкивать цены вверх. Здесь тоже возникнет «лишний» спрос, что будет провоцировать рост цен. Инфляция спроса воздействует давлением на цены со стороны денег вследствие роста их предложения банковской системой и вызванного этим увеличения платежеспособного спроса на товарных рынках. Определяющим фактором этой инфляции является рост предложения денег, поэтому ее еще называют монетарной инфляцией. Именно рост предложения денег может быть вызвано использованием для покрытия бюджетного дефицита или переходом к либеральной монетарной политике или обоими факторами одновременно. На первый взгляд, складывается впечатление, что инфляция спроса развивается вполне самостоятельно в отношении инфляции издержек. На самом деле они между собой тесно связаны, по сути являются двумя проявлениями одного и того же явления инфляции как глубокой и длительной разбалансированности экономики. Ведь бюджетный дефицит в конечном итоге теми же факторами, что и рост производства, а либерализация монетарной политики - попытками правительства и центрального банка поддержать неэффективную, затратную экономику за счет «эмиссионного налога», который взимается со всего общества. Более того, либерализация монетарной политики еще больше провоцирует экономических субъектов к затратному хозяйству, ужесточение требований по повышению заработной платы, к наращиванию доходов за счет повышения цен при сокращении объемов производства и т.п. Поэтому разделение инфляции на два вида - инфляцию издержек и инфляцию спроса - это скорее прием научного анализа, чем реальность. Однозначно оценить ту или иную инфляцию как инфляцию издержек или инфляцию спроса чрезвычайно сложно, а то и просто невозможно. По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходиться лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. В России и в странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора. Несбалансированная инфляция - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции. С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - наоборот. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Перейти на страницу: 1 2

Полезно знать >>>

Определение резервов увеличения объемов подрядных работ строительной организации
факторный анализ строительный рентабельность Цель работы: закрепление теоретических знаний и приобретение навыков решения аналитических задач с оценкой полученных результатов. Экономико-статистический анализ необходим для принятия действенных управленческих решений, определения путей совершенствования производства и улучшения финансового состояния строительной органи ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.