Олигополия и рыночная концентрация

Нормы закона, запрещающие монополистическую деятельность, направлены на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ключевым понятием является "хозяйствующий субъект - предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке". В актах антимонопольного законодательства понятия "предприятие, занимающее доминирующее положение" и "предприятие-монополист" совпадают. В соответствии с законом для признания положения предприятия как доминирующего необходимо выявление двух условий - его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию. Если величина доли предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим.

В дальнейшем в соответствие Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение. Прежде всего уточнены критерии, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка, вместо 35% и более как это было раньше. Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка тоже может быть признано монополистом если имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке в конкретной рыночной ситуации.

Таким образом, в отечественной экономике наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм. Прежние 35 % доли рынка оставлены в качестве нижней границы, поэтому если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не признается доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем. Антимонопольные органы следят не за доминирующим положением, а за злоупотребление им.

В настоящее время в отечественной экономике ныне проводят оценку состояния концентрации на товарных рынках по методике, используемой в развитых странах и оценивается наличие и степень развитости конкуренции в отрасли.

Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства. Наиболее монополизированы такие отрасли, как черная металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли, машиностроение и цветная металлургия, отдельные отрасли пищевой промышленности, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

В то же время исследования, проведенные Государственным комитетом по антимонопольной политике, показывают, что монополий национального масштаба, т.е. предприятий, представленных на том или ином товарном рынке России в единственном числе, относительно немного и в основном это так называемые "технологические монополии": военно-промышленный комплекс, газодобыча, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, почта и др.

Для России более характерны следующие модели:

локальный (региональный) монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Это - предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, (свеклосахарной, масложировой, например, на Кубани) или по обслуживанию населения в отдельных районах страны.

олигополия - наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение, например, производство легковых автомобилей; высококачественных кондитерских изделий, шампанских вин и т.п.

Наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров, например, концерн "Газпром", РАО "ЕЭС". Деконцентрированные отрасли, например, ряд отраслей пищевой и легкой промышленностей.

Таблица 1 - Предприятия, занимающие доминирующее положение в отраслях

Наименование

Число хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35%

Удельный вес, %

Предприятий в общем числе предприятий отрасли

Объема производста в общем объеме производста отрасли

Вся промышленность, в том числе:

265

1,3

16,7

Пищевая

8

0,2

0,6

Топливная

7

1,5

5,9

Черная металлургия

28

10,9

67,9

Цветная металлургия

27

5,9

32

Химическая и нефтехимическая

41

71

25,8

Машиностроение и металлообработка

136

2,6

28,2

Лесная, деревообработка

8

0,3

8,1

Промышленность строит.материалов

3

0,2

2,2

Легкая

1

0,1

0,3

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Оптимизация расчетов с покупателями и заказчиками и разработка рекомендаций по повышению эффективности расчетных отношений
В настоящее время большое внимание уделяется расчетам за продукцию, товары и услуги с покупателями и заказчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты за товары, сырье, материалы, прочие ма ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.