Сущность олигополистического ценообразования

Чтобы получить более полное представление о поведении олигополий в отношении цены и производства, мы рассмотрим четыре различные модели:

) ломаная кривая спроса;

) установление цен путем сговора;

) ценовое лидерство;

) ценообразование по схеме "издержки плюс".

Почему не следует ограничиваться одной моделью? Потому что описать стандартную олигополию невозможно по двум причинам:

1. Разнообразие. Олигополия включает более разнообразные и многочисленные рыночные ситуации, чем другие рыночные структуры. Существует как "жесткая" олигополия, при которой две или три фирмы господствуют на всем рынке, так и "расплывчатая" олигополия, при которой шесть или семь фирм делят, скажем, 70 или 80% рынка, в то время как "конкурентное окружение" из фирм делит оставшуюся часть. Олигополия включает и дифференциацию продукции, и стандартизацию. Она охватывает как случаи, когда фирмы действуют в тайном сговоре, так и случаи, в которых они действуют независимо. Олигополия объединяет ситуации,в которых барьеры для вхождения являются различными по прочности. Короче говоря, существование множества видов, или типов, олигополии мешает выработке какой-то простой рыночной модели, которая дает общее объяснение олигополистического поведения.

2. Взаимозависимость. Элемент взаимозависимости, который добавляет к анализу немногочисленность, в наибольшей степени осложняет ситуацию, а неспособность фирмы предсказывать с уверенностью ответные действия конкурентов делает фактически невозможной оценку спроса и предельного дохода, с которыми сталкивается олигополист. Без таких данных фирма не может определить даже теоретически цену и объем производства, максимизирующие ее прибыль.

Несмотря на эти трудности, при анализе проявляются две взаимосвязанные черты олигополистического ценообразования. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, или "жесткими". Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях чистой и монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии. С другой стороны, когда олигополистические цены изменяются, вероятно, что фирмы изменяют свои цены все вместе; олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям, или тайному сговору, при назначении и изменении цен.

1.3.1 Ломаная кривая спроса: не основанная на тайном сговоре олигополия

Снова представьте себе олигополистическую отрасль, состоящую только из трех фирм А, В и С, каждая из которых обладает приблизительно 1/3 всего рынка дифференцированной продукции. Предположим, что фирмы "независимы" в том смысле, что они не занимаются заключением тайных соглашений при установлении цен. Допустим также, что текущей ценой на продукцию фирмы А является PQ и ее текущие продажи составляют Q, как показано на рисунке 1а.

Рисунок 1 - Ломаная кривая спроса не основанная на тайном сговоре

Тогда вопрос будет таков: "Как выглядит кривая спроса, или продаж, фирмы?" Мы ранее отметили, что взаимозависимость и вызываемая ею неизвестность в отношении ответных действий конкурентов делают этот вопрос сложным для ответа. Расположение и форма кривой спроса олигополиста зависят от того, как конкуренты фирмы будут реагировать на предпринятое фирмой А изменение цены. Существуют два вероятных предположения относительно ответных действий конкурентов фирмы А, которые мы могли бы рассмотреть.

.Выравнивание цен. Одна возможность сводится к тому, что фирмы В и С будут выравнивать свои цены в соответствии с любым изменением цены, предпринятым фирмой А. В этом случае кривые спроса и предельного дохода фирмы А приблизительно будут выглядеть как D1D1, и MR1MR1 на рисунке 1а. Если фирма А сокращает цену, ее продажи увеличиваются очень незначительно, потому что два конкурента (В и С последуют примеру фирмы А и, таким образом, помешают ей получить какое-нибудь преимущество в цене перед ними. Небольшое увеличение в продажах, которое осуществят фирма А и два ее конкурента, происходит за счет других отраслей; фирма А не увеличит продажи за счет фирм В и С. Если фирма поднимет текущую цену, ее продажи снизятся совсем немного. Почему? Потому что фирмы В и С выровняют свои цены в соответствии с увеличением цены на продукт фирмой А, так что фирма А не будет вытеснена с рынка в результате повышения ею цен. Теперь отрасль теряет некоторый объем продаж в пользу других отраслей, но фирма А не теряет потребителей в пользу фирм В и С.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Полезно знать >>>

Определение себестоимости механообработки детали
Себестоимость продукции является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов, а также об уровне организации труда на предприятии. Таким образом, нужно выявлять пути снижения себестоимости продукции. Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Вне ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.