Состав заработной платы работников предприятия торговли и показатели эффективности ее использования

Постоянная часть заработной платы практически неизменна и выплачивается работнику за средние условия труда. Поэтому в ней заключен сильный стимул к труду, вызывающий заинтересованность работника увеличить размер своей заработной платы. Таким образом, с точки зрения стимулирования труда, имеет значение соотношение постоянной и переменной частей заработной платы. При соотношении 50 : 50 создаются значительные возможности для стимулирования труда, так как половина заработка работника подвержена изменениям. При соотношении 90 : 10 стимулирующая роль переменной части невелика. Однако следует учитывать, что чем выше доля постоянной части в заработной плате, тем более гарантированный характер имеет оплата труда на предприятии торговли. Такое соотношение требует высокого уровня организации производства и труда на предприятии, применяется во многих экономически развитых странах Западной Европы, где благодаря влиянию профсоюзов и государства гарантируется стабильно высокий размер средств для воспроизводства рабочей силы.

При низкой доле постоянной части в заработной плате возможны:

· обесценение значимости квалификации работника;

· появление субъективизма в оплате труда;

· отказ от применения норм труда.

С развитием и расширением предпринимательства и рыночных отношений в России возникает необходимость исследования эффективности заработной платы. По росту эффективности заработной платы можно судить о повышении ее стимулирующей роли.

Эффективность заработной платы может быть охарактеризована системой показателей, которая позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, так как отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо установить взаимосвязь между элементами системы. К показателям, характеризующим эффективность использования заработной платы, относятся:

· зарплатоотдача (Зо)- показатель стимулирования товарооборота:

где Р - объем товарооборота, тыс. руб.; ФЗП - фонд заработной платы торгового предприятия, тыс. руб.

Зарплатоотдача характеризует объем товарооборота на единицу фонда заработной платы. Если на предприятии торговли зарплатоотдача получилась равной 6,1, то это означает, что на 1 руб. фонда заработной платы в отчетном году объем товарооборота составил 6,1 руб. (6 руб. 10 коп.);

· зарплатоемкость (Зе) -

показатель, обратный зарплатоотдаче, он показывает, сколько копеек зарплаты содержится в каждом рубле выручки от реализации товаров и определяется по следующей формуле:

.

С повышением зарплатоотдачи снижается зарплатоемкость, и наоборот, понижение зарплатоотдачи ведет к росту зарплатоемкости;

· коэффициент эффективности использования заработной платы (Кэ)

- показатель стимулирования прибыли. Показывает размер прибыли на 1 руб. фонда заработной платы:

,

где П - прибыль торгового предприятия, тыс. руб. (для большей наглядности показатель эффективности заработной платы может быть выражен в процентах);

· уровень фонда заработной платы в процентах к товарообороту (Уфзп):

.

· фонд заработной платы на одного среднесписочного работника (средняя заработная плата) (Кр):

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Основные направления государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств
Изо дня в день у людей возникает потребность в приобретении лекарственных средств, однако, безразличность и посредственность в отношении выбора продукта представляет для человека большую угрозу. В наши дни фармацевтические компании зачастую не проходят надлежащую сертификацию и лицензирование, установленные законодательством Российской Федерации. Результатом подобных п ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.