Опыт организации деятельности государственных унитарных предприятий в РФ

Основным звеном государственного сектора экономики являются государственные унитарные предприятия, осуществляющие свою хозяйственную деятельность на базе федеральной собственности. От результатов их деятельности во многом зависит поступательное развитие государства.

О.Е. Романов отмечает, что предприятие - это все имущество, выражающее отдельный промысел предпринимателя. В данном случае можно говорить о том, что все принадлежащее лицу имущество, с помощью которого осуществляется деятельность по извлечению прибыли в какой-либо отрасли, необходимо считать единым предприятием, что нецелесообразно исходя из интересов гражданского оборота.

С.А. Степанов указывает на то, что отправной, базовой, характеристикой в развитии предприятия является имущество, обособленный имущественный комплекс, предопределивший признание за предприятием статуса юридического лица.

Права юридического лица исторически были приданы предприятию исключительно с целью возложить на него ответственность за действия уполномоченных органов и освободить от бремени той же ответственности собственника-государство, сохранив при этом за государством полный контроль над предприятием, право определять его юридическую судьбу и распоряжаться имуществом.

Россия имеет достаточно большой исторический опыт использования государственных форм предприятий, не получивших в большинстве государств широкого распространения. Так, казенные заводы возникли в XVII в., наибольшее распространение получили с начала XVIII в. Они находились в ведении военного, морского, горного, удельного и других ведомств и служили для удовлетворения государственных, в первую очередь военных, потребностей. В 70-х гг. XVIII в. был поставлен вопрос о ликвидации казенных заводов в связи с их убыточностью, часть из них была передана частным лицам.

В начале ХХ в. в военном ведомстве продолжали состоять такие казенные заводы, как Тульский, Ижевский и Сестрорецкий оружейные, Охтенский пороховой, Петербургский патронный, а также арсеналы; в морском ведомстве находились Обуховский и Ижорский заводы, судостроительные верфи; горному ведомству принадлежали Пермский, Златоустовский, Воткинский и другие заводы. В период первой мировой войны основные поставки для обеспечения вооруженных сил осуществляли именно эти предприятия.

В 1994-1999 гг. государство предпринимало определенные попытки ограничить количество государственных предприятий, повысить эффективность управления ими, однако какая-либо четкая и последовательная политика государства в отношении государственных предприятий в этот период практически отсутствовала.

В 1999-2003 гг. обозначилась тенденция к сокращению численности ФГУП (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Динамика количества организаций, использующих федеральное имущество и ценные бумаги которых находятся в казне РФ, в 1999-2003 гг. (ед.)

Дата

Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП)

Федеральные государственные учреждения (ФГУ)

Хозяйственные общества с долей государства

1

2

3

4

1999 г. (по «Концепции»)

13 786

23 099

3 896

На 1 января 2001 г.

11 154

34 209

3 524

На 1 января 2002 г.

9 394

34 926

4 407

На 1 ноября 2002 г.

10 362

38 065

н/д

На 1 января 2003 г.

9 846

37 081

4 421

На 1 июня 2003 г.

9 860

н/д

4 205

На 1 октября 2003 г.

8 820

н/д

4 035

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Полезно знать >>>

Определение себестоимости механообработки детали
Себестоимость продукции является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов, а также об уровне организации труда на предприятии. Таким образом, нужно выявлять пути снижения себестоимости продукции. Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Вне ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.