Опыт организации деятельности государственных унитарных предприятий в РФ
За 2000-2001 гг. численность федеральных государственных унитарных предприятий сократилась примерно на 1/3: с 13786, как указывалось в «Концепции 1999 г.», до 9394 по состоянию на 1 января 2002 г. Для сравнения укажем на то, что численность федеральных государственных учреждений (ФГУ) за тот же период выросла с 23 099 до 34 926 (т.е. более чем в 1,5 раза). Увеличилось, хотя и не в такой степени, количество хозяйственных обществ с государственным участием в капитале. Таким образом, доля уни тарных предприятий в структуре пользователей федерального имущества, составлявшая около 1/3 в 1999 г., уменьшилась до менее 1/5.
Государственные (федеральные и субъектов РФ) унитарные предприятия являются одним из основных элементов госсектора.
В государственном секторе экономики, по данным Госкомстата РФ, к 1 января 2000 г., т.е. вскоре после принятия Концепции 1999 г., насчитывалось около 72 тыс. предприятий и организаций, среди которых государственных унитарных предприятий (федеральных и субъектов Российской Федерации) - 21 574, государственных учреждений - примерно 45 тыс., хозяйственных обществ с долей государственного участия более 50% уставного капитала - около 5 тыс. Государственные унитарные предприятия составляли более 70% числа предприятий и организаций госсектора в таких отраслях, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), торговля, транспорт, строительство. Если же исключить из рассмотрения учреждения и рассматривать только коммерческие организации в государственном секторе российской экономики, то они представлены в основном унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.
В то же время в статистической отчетности Госкомстата РФ содержатся данные о вкладе в результаты хозяйственной деятельности в промышленности, строительстве, торговле и на транспорте предприятий государственной и муниципальной форм собственности, а не госсектора.
По данным за 2002 г., на долю государственной и муниципальной форм собственности (в совокупности) приходилось 9,5% объема промышленного производства и 15% численности промышленно-производственного персонала, тогда как по результатам 1999 г. эти показатели составляли 9,3 и 15,8%. Среди отраслей промышленности наибольший удельный вес этих форм собственности в 2002 г. имели электроэнергетика (более 21% объемов производства и около 31% занятых), машиностроение и металлообработка (около 20% объемов производства и около 21% занятых), в остальных отраслях вклад государственных и муниципальных предприятий не превышал 10%. В строительстве в 2002 г. на их долю пришлось 9,3% объема работ по договорам строительного подряда (против 12,8% в 1999 г.) и 29,4% проектно-изыскательских работ (против 1/3 в 1999 г.), а также 18% ввода жилья (против 19,3% в 1999 г.). Удельный вес государственной и муниципальной форм собственности в розничной торговле составил 3,5% (против 5% в 1999 г.), а в оптовой - 1,2% (против 3,5% в 1999 г.).
На транспорте тенденция сокращения доли государственной и муниципальной форм собственности была не столь однозначна. В области грузоперевозок в 2002 г. они (в совокупности) обеспечили перевозку 14,4% грузов промышленным железнодорожным (в 1998 г. - 16,0%) и 6,5% внутренним водным транспортом (в 1998 г. - 22,0%). При этом вырос их удельный вес в грузоперевозках морским (до 14,3% против 1,0% в 1998 г.) и автомобильным (до 13,5% против 11,0% в 1998 г.) транспортом. На автомобильном транспорте общего пользования также выросла до 87,8% в 2002 г. (против 85% в 1998 г.) и без того преобладающая доля государственной и муниципальной собственности в перевозках пассажиров. В то же время на морском транспорте за этот период данный показатель уменьшился с 11 до 5,8%, а на внутреннем водном транспорте - с 21 до 7,5%. На воздушном транспорте доля государственной и муниципальной собственности в 2002 г. составляла 18,6% в перевозках грузов и почты (20% - годом ранее), 27,6% - в перевозках пассажиров (27% - годом ранее). Сопоставление с концом 1990-х годов по этому виду транспорта не представляется возможным, поскольку до последнего времени давалась раздельная статистика по регулярным и нерегулярным перевозчикам. Государственные и муниципальные предприятия в 2000 г. обеспечили также предоставление 14,4% услуг связи против 37% в 1998 г.
Полезно знать >>>
Основные факторы и методы ценообразования в современных условиях
Перед
всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или
услуги. Цена выступает в разных ипостасях. Нас со всех сторон окружают цены. За
жилье мы вносим квартплату, за учебу - плату за обучение, врачу выплачиваем
вознаграждение. Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке,
производитель должен назначить на них цены, которые были бы ...
Разделы
Интересно знать
- Общественные блага виды и особенности
Понятие и классификация экономических благ - Оплата труда работников таможенных органов
Организация заработной платы. Оплата труда - Организации трудоустройства населения
Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы