Опыт организации деятельности государственных унитарных предприятий в РФ

За 2000-2001 гг. численность федеральных государственных унитарных предприятий сократилась примерно на 1/3: с 13786, как указывалось в «Концепции 1999 г.», до 9394 по состоянию на 1 января 2002 г. Для сравнения укажем на то, что численность федеральных государственных учреждений (ФГУ) за тот же период выросла с 23 099 до 34 926 (т.е. более чем в 1,5 раза). Увеличилось, хотя и не в такой степени, количество хозяйственных обществ с государственным участием в капитале. Таким образом, доля уни тарных предприятий в структуре пользователей федерального имущества, составлявшая около 1/3 в 1999 г., уменьшилась до менее 1/5.

Государственные (федеральные и субъектов РФ) унитарные предприятия являются одним из основных элементов госсектора.

В государственном секторе экономики, по данным Госкомстата РФ, к 1 января 2000 г., т.е. вскоре после принятия Концепции 1999 г., насчитывалось около 72 тыс. предприятий и организаций, среди которых государственных унитарных предприятий (федеральных и субъектов Российской Федерации) - 21 574, государственных учреждений - примерно 45 тыс., хозяйственных обществ с долей государственного участия более 50% уставного капитала - около 5 тыс. Государственные унитарные предприятия составляли более 70% числа предприятий и организаций госсектора в таких отраслях, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), торговля, транспорт, строительство. Если же исключить из рассмотрения учреждения и рассматривать только коммерческие организации в государственном секторе российской экономики, то они представлены в основном унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

В то же время в статистической отчетности Госкомстата РФ содержатся данные о вкладе в результаты хозяйственной деятельности в промышленности, строительстве, торговле и на транспорте предприятий государственной и муниципальной форм собственности, а не госсектора.

По данным за 2002 г., на долю государственной и муниципальной форм собственности (в совокупности) приходилось 9,5% объема промышленного производства и 15% численности промышленно-производственного персонала, тогда как по результатам 1999 г. эти показатели составляли 9,3 и 15,8%. Среди отраслей промышленности наибольший удельный вес этих форм собственности в 2002 г. имели электроэнергетика (более 21% объемов производства и около 31% занятых), машиностроение и металлообработка (около 20% объемов производства и около 21% занятых), в остальных отраслях вклад государственных и муниципальных предприятий не превышал 10%. В строительстве в 2002 г. на их долю пришлось 9,3% объема работ по договорам строительного подряда (против 12,8% в 1999 г.) и 29,4% проектно-изыскательских работ (против 1/3 в 1999 г.), а также 18% ввода жилья (против 19,3% в 1999 г.). Удельный вес государственной и муниципальной форм собственности в розничной торговле составил 3,5% (против 5% в 1999 г.), а в оптовой - 1,2% (против 3,5% в 1999 г.).

На транспорте тенденция сокращения доли государственной и муниципальной форм собственности была не столь однозначна. В области грузоперевозок в 2002 г. они (в совокупности) обеспечили перевозку 14,4% грузов промышленным железнодорожным (в 1998 г. - 16,0%) и 6,5% внутренним водным транспортом (в 1998 г. - 22,0%). При этом вырос их удельный вес в грузоперевозках морским (до 14,3% против 1,0% в 1998 г.) и автомобильным (до 13,5% против 11,0% в 1998 г.) транспортом. На автомобильном транспорте общего пользования также выросла до 87,8% в 2002 г. (против 85% в 1998 г.) и без того преобладающая доля государственной и муниципальной собственности в перевозках пассажиров. В то же время на морском транспорте за этот период данный показатель уменьшился с 11 до 5,8%, а на внутреннем водном транспорте - с 21 до 7,5%. На воздушном транспорте доля государственной и муниципальной собственности в 2002 г. составляла 18,6% в перевозках грузов и почты (20% - годом ранее), 27,6% - в перевозках пассажиров (27% - годом ранее). Сопоставление с концом 1990-х годов по этому виду транспорта не представляется возможным, поскольку до последнего времени давалась раздельная статистика по регулярным и нерегулярным перевозчикам. Государственные и муниципальные предприятия в 2000 г. обеспечили также предоставление 14,4% услуг связи против 37% в 1998 г.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Полезно знать >>>

Основные факторы и методы ценообразования в современных условиях
Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена выступает в разных ипостасях. Нас со всех сторон окружают цены. За жилье мы вносим квартплату, за учебу - плату за обучение, врачу выплачиваем вознаграждение. Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.