Предмет, метод и задачи курса

В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом словаре" под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица». Такой подход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, в частности, в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Гражданском кодексе Российской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства.

Согласно современному российскому законодательству (ст.2 ГК РФ) предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:

деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;

прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;

процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;

действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;

специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум эффекта.

В данном случае акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

Предпринимательство - это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг.

Основной целью дисциплины «Организация предпринимательской деятельности» является изучение экономической сущности предпринимательства, рассмотрение его форм и организационно-хозяйственного механизма, раскрытие внутрикорпоративных отношений предпринимательского типа. Важнейшей задачей является методологическое и методическое обеспечение профессионального предпринимательства, теоретическое осмысление его сущности, организационных форм и принципов применительно к условиям и особенностям современной России. Кроме того, ставится задача всестороннего изучения предпринимательской деятельности - с момента выбора ее органи-зационно-правовой формы, формирования материальных и финансовых ресурсов до организации производства и сбыта продукции (включая вопросы разработки стратегии и тактики, ценовой политики, инновационной и инвестиционной деятельности, улучшения качества продукции, организации финансовой, внешнеэкономической деятельности, планирования, организации экономического анализа и т.д., а также процедуры банкротства и ликвидации предприятий).

Предметом курса являются принципы и методы последовательных, логически взаимосвязанных и новаторских действий, совокупность которых представляет собой эффективные и целостные бизнес-процессы, осуществляемые субъектами экономических отношений - производителями товаров и услуг в конкретном деловом пространстве.

В учебном курсе рассматриваются принципы, методы и логика осуществления предпринимательской деятельности; уделяется внимание правовому и экономическому регулированию, взаимоотношениям предпринимателей с финансовой системой, оценке и управлению рисками, информационному обеспечению предпринимательской деятельности, социальной ответственности и этике предпринимателя, оценке предпринимательского успеха и т.д.

Сущность предпринимательства и его виды

Полезно знать >>>

Олигополистический рынок сущность, особенности механизма функционирования в российской экономике
Вы купили новый телефон? Вы, вероятнее всего подключитесь к одному из операторов сотовой связи МТС, Билайн или Мегафон. Эти три крупнейших оператора предоставляют почти весь объем услуг сотовой связи в России. Именно эти фирмы определяют весь объем услуг, совместно задавая рыночную кривую спроса, формируют цену. Как описать рынок сотовой связи? На совершенно конкурен ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.