Экономика Челябинской области как система: состояние и развитие

В настоящее время становление нового привлекательного имиджа отражающего конкурентные преимущества Челябинска и области становится необходимым для инвестиционного развития. Это будет знаком начала нового этапа становления нашего края, выхода из тени на первый план. Путей подобного становления много. Большинство путей связаны с более полной дальнейшей интеграцией экономики региона в национальную и мировую экономику. Все это должно быть направленно на возможно большую региональную и даже международную кооперацию. Ведь наши соседи (они же - региональные конкуренты) шли вперед. Многим, бывающим в Екатеринбурге, эта разница в динамике развития видна невооруженным глазом. Важную роль здесь занимает организация интенсивного взаимовыгодного сотрудничества с соседними городами и регионами, среди которых на первом месте стоит уже отмеченный Екатеринбург.

Потерянная точка отсчета

Основные данные экономической статистики России приводятся начиная лишь с 1995 года. Это вполне объяснимо. В момент развала СССР и революционных преобразований в общественном укладе, при стократном изменении цен, было не до точных статистических подсчетов.

Тогда, порой в течение одного дня было сложно понять, что можно купить на деньги в своем кошельке, а люди верили больше впечатлениям и соседям. Слова предвыборного лозунга Бориса Ельцина того времени - «Голосуй сердцем», по сути, означали - верь впечатлениям и интуиции, а противоречивым фактам и цифрам, особенно исходящим от власти. Но постепенно цифры отчетов (как правило, об успехах) стали снова входить в наш обиход, хотя их сложно назвать точными - все оценить сложно.

Потери Челябинской области после приватизации и структурной перестройки экономики к 1995 году были значительными, объем промышленного производства рассчитанный тогда в сопоставимых ценах упал почти наполовину (впрочем, о точности оценок тогда говорить не приходилось). Однако основной социально-экономический потенциал области был сохранен, как и все ведущие предприятия базовых отраслей: ММК, ЧТЗ, ЧМК, ЧТПЗ, ЗСО, Урал АЗ, АМЗ и другие.

Кризис 1998 года не привел к разрушительным последствиям. Как оказалось, промышленность области имела достаточно резервов развития. Экономика Челябинской области в 1998 году оказалась достаточно сбалансированной и устойчивой. Кризисный спад объема промышленного производства в 13% был преодолен практически за год.

Существенные проблемы у многих предприятий возникли позже. Некоторые из них практически исчезли в более спокойное время начала «нулевых», когда все ждали успеха, восстановления и развития. Пик падения рентабельности и развала предприятий пришелся уже на 2002 год. Доля убыточных предприятий в этом году по данным Росстата превысила 47%, а объем прибыли предприятий даже от показателей не лучшего 2000 года упал до уровня 30%. По сути это были масштабы кризиса, правда локального, затронувшего, прежде всего, Челябинскую область.

В результате в Челябинской области существенно изменилась структура экономики, пришла в упадок и практически «растворилась» вторая базовая отрасль региона - машиностроение. Именно в этой отрасли работала наибольшая по численности часть работников. Особо следует отметить, что в успешные для возрождения «нулевые» годы падение объемов производства машиностроении Челябинской области продолжалось.

За первое полугодие 2001 года ЧТЗ произвел 1620 единиц техники, а за аналогичный период 2009 - 524 единицы. Падение объемов производства - в 3 раза (или иначе - до уровня почти в 25 раз ниже максимально возможного в 25 тыс. единиц).

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Основные представления о региональной экономике как системе
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие экономических систем является неотъемлемым условием их устойчивого функционирования в условиях рыночных отношений и межтерриториальной конкуренции. Вопросы обеспечения такого развития ставились экономической наукой на всем протяжении ее существования. Однако, несмотря на достигнутые результаты, время ставит пе ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.