Динамика инфляции и цен на основные группы продовольственных и непродовольственных товаров в России 2007-2009 гг.

На молоко и молочную продукцию в 2009 году рост цен сохраняется умеренным: за январь-апрель - прирост на 1,2%, так как после полуторного скачка потребительских цен на молоко в конце 2007 - начале 2008 года потребительский спрос на молоко упал. После падения мировых цен и цен на импорт сухого молока (с марта 2008 по март 2009 года - в 2 раза, в том числе в 1 квартале 2009 г. - на 35,9%) переработчики переключились на импортное сырье (сухое и сгущенное обезжиренное молоко), что привело к падению внутренних цен сельхозпроизводителей на отечественное сырое молоко (в апреле 2009 г. цены были ниже апреля 2008 года на 14,2%).

На рынке мясной продукции рост цен умеренный, несмотря на высокую долю импорта в конечной продукции (по оценкам, в сопоставимых условиях: говядина - около 60%, свинина - примерно 50-55%, мясо птицы - около 40%). За январь-апрель 2009 г. потребительские цены на мясо и птицу выросли всего на 3,8%, в том числе говядина подорожала на 5,0%, свинина - на 2,4%, мясо птицы - на 2,4%. Основное сдерживающее влияние оказывают спросовые ограничения и снижение долларовых цен на импорт (4,1% на мясо с сентября по март и 17,7% - на птицу с ноября по март).

На плодоовощную продукцию рост цен весьма умеренный для данного периода года, учитывая крайне низкий сезонный рост цен в конце 2008 года. За четыре месяца 2009 г. цены выросли на 14,6%. Фрукты (преимущественно импортные) подорожали на 17%. Овощи и картофель подорожали менее - на 14,9 и 8,1% соответственно. В отличие от прошлого года, на овощи в межсезонный период не вводилась временная ввозная пониженная пошлина, однако рост цен ниже, чем год назад (27,2%) в связи с увеличением урожая 2008 года и роста поставок овощей и картофеля.

На остальные продовольственные товары цены выросли в среднем на 6,1% (5,5%). В апреле 2009 г. также обозначилось замедление роста цен - до 1,2%, после по 1,8% в феврале и марте.

На непродовольственные товары в марте-апреле 2009 г. рост цен замедлился, хотя темпы более высокие, чем на рынке продовольствия. Без учета цен на бензин в апреле 2009 г. рост цен - на 1,1% после 1,8 и 1,7% в феврале и марте, а с начала 2009 года цены выросли на 5,7% (год назад - на 2,6%). При этом набирает темп рост цен производителей потребительских товаров: телерадиоаппаратуры (за 4 месяца 2009 г. - 30,1%), мотоциклов и велосипедов (29,7%), легковых автомобилей (6,9%), трикотажных изделий (9%) и других товаров легкой промышленности (5,4-14,8%), мыла, моющих, парфюмерно-косметических средств (6,9%).

В наибольшей мере подорожали медикаменты - прирост за четыре месяца на 17,9% (за 2008 год цены выросли на 16,4%, в том числе за октябрь-декабрь на 6,3%) в связи с высокой зависимостью от импорта (доля свыше 70%) и монополизацией региональных рынков, особенно в оптовом звене. Импортные лекарства в России в два-три раза дороже, чем в Европейских странах, что предполагает крайне высокие торговые наценки (рентабельность оптовой торговли фармацевтической продукции в 2007 году составляла 87,8%, розничной торговли - 18,2%).

Помимо медикаментов, заметно с начала 2009 года ускорился рост цен на парфюмерные и моющие средства, табачные изделия, отдельные виды белья и одежды, канцелярские, школьно-письменные, бумажно-беловые и печатные изделия, велосипеды и мотоциклы, автомобили: за январь-апрель 2009 г. цены выросли на 5,9-9%. В апреле 2009 г. наблюдалось увеличение темпов прироста на сезонные товары, на большинство товаров темпы роста цен замедлились, особенно на бытовую технику и телерадиотовары.

На бензин автомобильный за январь - апрель на потребительском рынке цены снизились на 9,4%.

Динамика цен на основные группы непродовольственных товаров представлена на рис. 5.

На платные услуги за четыре месяца 2009 года темпы роста тарифов превысили значения, наблюдавшиеся на протяжении последних нескольких лет. Основной вклад в рост тарифов внесло повышение регулируемых тарифов на услуги, оказываемые населению организациями ЖКХ, вследствие чего их компонента в инфляции выросла до 1,3 п.п. (1,1 п.п. год назад).

Рисунок 5 - Динамика цен на основные группы непродовольственных товаров январь-апрель 2009 г.

Такая ситуация связана с прекращением установления предельных параметров их роста на федеральном уровне, введенного с 2006 г., а также затратным ценообразованием в регионах (после введения регулирования на федеральном уровне стоимость услуг организаций ЖКХ в 2006 г. выросла не пропорционально выше стоимости потребляемых ресурсов). По регионам наблюдался крайне высокий разброс в темпах роста тарифов - от -2,2% в Липецкой области до 36,4% (республика Алтай).

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Организация и повышение эффективности производства продукции
Данная курсовая работа написана на тему: “Организация и повышение эффективности производства продукции” на примере Производственно-торгового филиала ГГПО “Мясомолпром”. В ней освещены такие вопросы как длительность производственного цикла и его виды, а также предложены мероприятия по повышению эффективности деятельности Производственно-торгового филиала ГГПО “Мясомолпр ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.