Олигополистический рынок сущность, особенности механизма функционирования в российской экономике

Вы купили новый телефон? Вы, вероятнее всего подключитесь к одному из операторов сотовой связи МТС, Билайн или Мегафон. Эти три крупнейших оператора предоставляют почти весь объем услуг сотовой связи в России. Именно эти фирмы определяют весь объем услуг, совместно задавая рыночную кривую спроса, формируют цену.

Как описать рынок сотовой связи? На совершенно конкурентном рынке каждая фирма настолько мала в сравнении со всем рынком, что она не имеет никакой возможности повлиять на рыночную цену своей продукции и принимает ее как заданную условиями рынка. На монополизированном рынке весь объем товара поставляет единственная фирма, способная выбирать любую комбинацию цена-объем выпуска на рыночной кривой спроса.

Рынок сотовой связи не соответствует ни модели совершенной конкуренции, ни модели монополии. Конкуренция и монополия - предельные формы структуры рынка. Когда на рынке действует множество фирм, предлагающих по существу однородную продукцию, - преобладает конкуренция; когда на рынке господствует единственная фирма, - мы имеем дело с монополией. Естественно, что мы начали изучение структуры рынка с полярных, наиболее простых для понимания случаев. Однако значительное число отраслей, включая рынок сотовых операторов, находятся между двумя крайностями. В этих отраслях конкурируют несколько фирм, однако в силу недостаточной интенсивности соперничества мы не имеем оснований отнести их к принимающим цену производителям. Экономисты называют такую ситуацию несовершенной конкуренцией.

В данной курсовой работе мы исследуем частный случай несовершенной конкуренции, так называемую олигополию.

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что олигополистический рынок, как исторически сложилось, стал для нашей страны очень важным. В силу сложившихся предпосылок с советских времен образовалась высокая доля отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства: черная и цветная металлургия, нефтеэкспортеры, автопром, рынок сотовой связи. А многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для российской экономики.

Итак, объектом изучения в курсовой работе выступает олигополия, а предметом изучения - ее сущность, особенности механизма и функционирование в российской экономике.

Целью курсовой работы послужит анализ олигополии как рыночной структуры с выявлением ее особенностей взаимодействия внутри рынка, влияния на цену товара и на доходы, а так же специфики функционирования в России.

Перед нами стоит несколько задач.

. Мы попытаемся дать определение олигополии, оценить степень ее распространения и рассмотреть причины возникновения и существования.

. Нами будут рассмотрены возможные направления поведения фирм в олигополистических отраслях в отношении цены и производства.

. Мы обсудим роль неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе развития продукта и рекламы в олигополистических отраслях.

. Потом предложим наши комментарии относительно эффективности и общественной желательности олигополий.

. Наконец, подчеркнем многие характерные моменты, отмеченные в курсовой работе, на примере крупнейших олигополистических рынков страны.

6. Выявить особенности олигополистического рынка в современной России;

. Сделать выводы по работе.

Остается отметить, что данный вопрос достаточно хорошо изучен как в общей учебной литературе по экономической теории, так и в многочисленных публикациях в экономической периодике.

При написании работы использовался анализ учебной литературы. В связи с выбором темы курсовой работы выбрана следующая структура работы: введение, где рассмотрена краткая характеристика темы работы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования в курсового проекта; первая глава, в которой раскрываем сущность олигополистического рынка; вторая глава - здесь мы рассматриваем особенности механизма функционирования олигополии в российской экономике; заключительная часть - определены главные моменты работы, сделаны обобщающие выводы; список литературы.

    Полезно знать >>>

    Показатели развития рынков труда стран Северной Америки и Западной Европы
    Рынок труда - система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда. В этих условиях, на взгляд автора, актуальным представляется всесторонне рассмотреть рынок труда с позиции экономической теории, а также определить те ...

    Организация предпринимательской деятельности

    Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

    Организация и повышение эффективности производства продукции

    Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.