Экономическое учение Дж.М. Кейнса и его последователей

Но Дж.М. Кейнс делает контрвывод: "Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход". И в этом его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования "психология общества" имеет не меньшее значение, чем "законы экономики".

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что "увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций". В специфичной разгадке механизма этого "эффекта" заключается ответ на вопрос, почему в научных изысканиях Дж.М. Кейнса столь много внимания уделено концепции мультипликатора, которую, по его словам, ввел в экономическую теорию еще в 1931 г. Р.Ф. Кан.

Однако, характеризуя "мультипликатор занятости" Р.Ф. Кана как показатель, позволяющий измерять "отношение междуувеличением совокупной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями", рекомендуемый собственный коэффициент Дж.М. Кейнс назвал "мультипликатором инвестиций", который в отличие от мультипликатора Р.Ф. Кана характеризует положение о том, что "когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в К раз превосходит прирост инвестиций". Причина такого положения, подчеркивает Дж.М. Кейнс, заключается в постоянно упоминаемом им же "психологическом законе", в силу которого "по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть".

Далее он приходит к выводу о том, что "принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой". Но, по его убеждению, "хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятости окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции".

Итак, суть эффекта мультипликатора действительно проста. Тем не менее здесь нелишне привести красноречивое высказывание М. Блауга о значении эффекта мультипликатора. Он, в частности, пишет: "Капиталисты, учил нас Кейнс, могут вытащить себя из затруднительного положения с помощью шнурков от собственных ботинок, а именно через мультипликатор. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать".

Спустя несколько десятилетий, разделяя идеи Дж.М. Кейнса о "склонности людей к сбережению", Дж. К. Гэлбрейт писал, что "эти доходы должны быть инвестированы и, таким образом, истрачены (или компенсированы затратами кого-либо еще). В противном случае покупательная способность будет снижаться. Товары будут оставаться на полках, объем заказов уменьшится, объем производства упадет, безработица увеличится. В результате произойдет спад".

Итогом своего исследования Дж.М. Кейнс считал создание теории, которая "указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе . Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами", ибо "именно в определении объема занятости, а не в распределении труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной". Вот почему, по убеждению Дж.М. Кейнса, "учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства . Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности".

Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Дж.М. Кейнсу, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, по концепции Дж.М. Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности "вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Полезно знать >>>

Организация и перспективы развития улучшения машинно-тракторного парка в сельскохозяйственном производстве
Эффективное производство продукции растениеводства является одной из основных задач аграрной отрасли. В процессе рыночных преобразований в сельском хозяйстве произошел ряд негативных явлений: уменьшилась государственная поддержка сельских товаропроизводителей, увеличился разрыв в ценах на промышленные товары и сельхозпродукцию. Вследствие этих и некоторых других причин ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.