Понятие и основные модели заработной платы. Формы и системы оплаты труда работников торговли

Оплата труда - важнейшее условие труда, которое является в большинстве случаев причиной труда, условием, стимулирующим труд.

Основным источником доходов работников является заработная плата, величина которой зависит от личного трудового вклада работников и конечных результатов деятельности предприятия.

Индивидуальные условия оплаты труда должны предусматриваться в контракте (трудовом договоре), который заключается между работником и работодателем, а вопросы организации заработной платы отражаются в коллективном договоре хозяйства, являющимся основой определения условий оплаты труда конкретных работников.

Заработную плату определяют как вознаграждение, выплачиваемое работнику организацией за выполняемую работу. Понятие вознаграждения не совсем точно определяет сущность оплаты труда, так как в нем содержится элемент награды, как чего-то не заработанного, но подаренного. Видимо, более точно можно определить заработную плату как плату за труд. Так определяется она, например, во многих экономических работах: заработок - плата за труд. Вознаграждение включает в себя плату и награду. Награда к заработной плате не имеет никакого отношения. Заработная плата - это плата за труд.

Управление заработной платой - самый сложный и ответственный вид управления в общей системе управления трудом. Заработная плата - цена, выплачиваемая за труд, цена труда. Заработная плата может иметь множество форм: ежемесячные оклады, премия, гонорар, комиссионные и т.д.

Существуют разные теории, объясняющие величину оплаты труда [7].

Одна из них предлагает различать рабочую силу и труд и с помощью этого различия объясняет сущность сделки найма рабочей силы.

Оплата труда в рыночных условиях является важным условием обмена между работником и фирмой. Работник, представляя свой труд, вправе ожидать от фирмы: обеспечения себя средствами жизни и поддержания работоспособности, справедливой оплаты труда.

Зарплата, по мнению немецких ученых, это форма отражения классического конфликта между Трудом и Капиталом. Размер заработной платы является центральным элементом условий обмена.

Немецкие авторы выделяют три модели определения заработной платы, каждая из которых выражает соотношение сил наемных работников и работодателей. Первая модель - состоит в том, что размер зарплаты определяется в рыночном договоре между работодателем и наемным работником. Стороны в этом отношении формально равны. В этом случае работодатель обладает большими возможностями по сравнению с наемным работником. Вторая модель - предусматривает коллективное определение зарплаты. В этом случае слабая позиция одного работника укрепляется за счет того, что работники объединяются в профсоюзы для защиты своих экономических интересов. В качестве самого сильного средства они могут прибегнуть к забастовкам, что усиливает их позиции на переговорах. Эта модель приводит к улучшению положения наемных работников. Третья модель (основная) состоит в том, что заработная плата нормируется государством.

На рис. 1 рассмотрим средства влияния на поведение работников.

Основная модель применяется во многих странах при оплате труда государственных служащих. Оплата труда государственных служащих в Германии регулируется законом «Об окладах государственных служащих». Для других работников оплата труда определяется комбинацией двух методов: рыночного и коллективного.

Рис. 1. Средства влияния на поведение работников

На рис. 2 показаны компоненты системы оплаты труда на фирмах.

Основная заработная плата

Компонент результата

Социальный компонент

Компонент рынка труда

Требования на рабочем месте

Принципы оплаты труда

Например, регулирование материального положения

Надбавки при ограниченности определенного вида торговых ресурсов на рынке

Выслуга лет

Повременная оплата труда

Выплаты не связаны с результатом работы

Квалификация

Сдельная оплата труда

Эти выплаты «привязывают» работника к фирме

Премиальная оплата труда

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Организационно-экономическое проектирование фирмы Почта Деда Мороза
Организация «Почта Деда Мороза» это совершенно новые услуги в России. Конечно идея существует с 2006 года и принадлежит почте России, но у нашей компании есть больше шансов завоевать рынок таких услуг. Совершенно новая организация с молодым персоналом свежими взглядами на бизнес. Работая с нами и нашими партнерами, Вы всегда можете быть уверены в грамотном и вежливо ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.