Проблемы приватизации государственных предприятий

В условиях широкомасштабной приватизации акционирование явилось наиболее удобной формой диверсификации собственности государства посредством продажи ценных бумаг - акций. Вместе с тем это скорее политическое решение, чем осознанная экономическая политика.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственной собственности, определяются правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий. В связи с этим возникла необходимость определения регулирования деятельности различных акционерных обществ в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах» в полном объеме или лишь в части, не противоречащей нормам специального законодательства о приватизации. Иными словами необходимо выяснить, что считать моментом окончания приватизации и по каким критериям его определять. Ответ сформулирован в п. 5 ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах», в котором содержатся два взаимодополняющих критерия.

Особый правовой статус акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, заканчивается, если государством или муниципальным образованием отчуждены 75% принадлежащих им акций этих обществ. Согласно второму критерию приватизация считается законченной по окончании срока, установленного планом приватизации (даже если к этому моменту по каким-либо причинам еще не было отчуждено 75% акций, принадлежащих государству или муниципальному образованию).

Акционерное общество, соответствующее хотя бы одному из этих критериев, считается закончившим приватизацию, и на него не распространяются особенности правового положения приватизируемых предприятий.

В зависимости от вышеуказанных условий правовое регулирование имущественных отношений в предпринимательской деятельности акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, не тождественно общепринятому гражданско-правовому регулированию. Так, как уже указывалось выше, согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах» особенности создания и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются правовыми актами Российской Федерации. Под ними следует понимать не только законы, но и акты органов государственной власти в рамках их компетенции, определяющие их статус.

Данное положение определено и в гл. 5 Гражданского кодекса РФ. Основными правовыми актами, регулирующими правоотношения, связанные с приватизацией, можно считать акты Президента РФ, по существу дополняющие нормы Закона.

В частности, для большого количества акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, планами приватизации было предусмотрено не отчуждение, а закрепление в государственной или муниципальной собственности пакета акций в количестве более 25%. Оставался неопределенным ответ на вопрос: завершена приватизация или нет. Косвенный ответ на него содержится в п. 4 ст. 28 Федерального закона «Об акционерных обществах». В данной статье описан порядок увеличения уставного капитала обществ, у которых более 25% акций закреплено в государственной и муниципальной собственности. Следовательно, законодатель, распространяя на указанные акционерные общества действие Закона, признает их вышедшими из процесса приватизации.

Однако этот вывод опровергается двумя указами Президента РФ: «О мерах по ликвидации задолженности акционерных обществ по заработной плате и налогам» от 20 июля 1996 г., который распространяет действие пункта 9.10.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г., на все акционерные общества, созданные в процессе приватизации, у которых более 25% акций находится в государственной собственности.

В указанных акционерных обществах решение об увеличении уставного капитала принимает только общее собрание акционеров большинством в 3/4 голосов владельцев обыкновенных акций, принявших участие в собрании. Без согласия соответствующего органа государственной власти или муниципального образования принять такое решение практически невозможно. В других обществах действует иной порядок.

Перейти на страницу: 1 2

Полезно знать >>>

Олигополистический рынок сущность, особенности механизма функционирования в российской экономике
Вы купили новый телефон? Вы, вероятнее всего подключитесь к одному из операторов сотовой связи МТС, Билайн или Мегафон. Эти три крупнейших оператора предоставляют почти весь объем услуг сотовой связи в России. Именно эти фирмы определяют весь объем услуг, совместно задавая рыночную кривую спроса, формируют цену. Как описать рынок сотовой связи? На совершенно конкурен ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.