Проблемы приватизации государственных предприятий

Указ Президента РФ, с одной стороны, более четко определил срок окончания приватизации, но с другой - отодвинул его. Это может иметь серьезные последствия. В частности, если актом Правительства РФ будет продлен срок закрепления акций в государственной собственности, то это будет означать пролонгацию особого правового статуса коммерческой организации, находящейся в процессе приватизации.

В связи с этим пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ совместным постановлением от 2 апреля 1997 г. разъяснили, что истечением срока приватизации следует считать последнюю из указанных в плане дат, фиксирующих окончание периода продажи акций (проведения завершающего конкурса или аукциона по их реализации).

Таким образом, действие специальных правовых норм при всех условиях должно прекращаться по истечении установленного планом срока приватизации, даже если к этому моменту в собственности государства будет находиться более 25% акций общества. Хотя в планах приватизации предприятий, к сожалению, он четко не обозначен.

Если при приватизации предприятия пакет его акций закрепляется на определенное время в государственной собственности, то ее сроком завершения будет окончание периода, на который закреплен такой пакет. Эти разъяснения согласуются с положениями Указа Президента РФ «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» от 18 августа 1996 г.

Следует заметить, что в соответствии с п. 10 вышеназванного Указа предложено «считать окончанием срока приватизации, определенного планом приватизации предприятия, последнюю из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций либо окончания их закрепления в государственной собственности». Данная формулировка вполне могла быть понятной, однако вследствие необоснованного использования в п. 10 разделительного союза «либо» окончание продажи акций было противопоставлено моменту окончания их закрепления в государственной собственности. Таким образом, произведенная продажа акций еще не означает окончания их закрепления в собственности государства. Кроме того, в связи с новой формулировкой возникает вопрос: о продаже каких акций и о каком количестве идет речь? Имеется ли в виду продажа упомянутых в Федеральном законе 75% акций общества, принадлежащих государству или муниципальным образованиям, или же подразумевается продажа всех его акций? В любом случае имеет место смешение двух используемых в Федеральном законе критериев и соответственно происходит подмена понятий: период действия особенностей правового положения акционерных обществ, создаваемых при приватизации государственных и муниципальных предприятий, произвольно заменен и ограничен выражением «срок приватизации, определенный планом приватизации данного предприятия».

Надежда некоторых правоведов, исследовавших данный вопрос, на новую, более удачную и ясную редакцию Федерального закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» не оправдалась. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. не определил сроки окончания приватизации, сохранив формулировки старой редакции Закона о приватизации.

В связи с этим следует согласиться с предложением определять сроки окончания действия особенного правового статуса акционерных обществ в Законе «Об акционерных обществах», так как процесс отчуждения принадлежащих государству или муниципальному образованию акций нередко затягивается.

Перейти на страницу: 1 2 

Полезно знать >>>

Организация коммерческой деятельности интернет-магазина Склад Линз ООО Оптик Стайл, г. Екатеринбург
В последние годы все большее развитие получает электронная коммерция. Этому способствует научно-технический прогресс в области информационных технологий и электроники. Электронная коммерция - термин, используемый для обозначения коммерческой активности в сети Интернет. Электронная коммерция обеспечивает возможность осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.