Показатели и методы оценки уровня планирования и организации производства

В условиях единичного производства непоточный метод осуществляется в форме единично-технологического (обрабатываемые предметы труда не повторяются).

В серийном производстве непоточный метод принимает две формы:

) партионно-технологический метод (предметы труда проходят обработку партиями, которые периодически повторяются);

) предметно-групповой метод (вся совокупность предметов труда разделяется на технологически подобные группы).

Поточное производство обеспечивает строго согласованное выполнение всех операций технологического процесса во времени и пространстве, оно характеризуется следующими основными признаками:

специализацией каждого рабочего места на выполнении определенной операции;

согласованным и ритмичным выполнением всех операций на основе единого расчетного темпа работы;

размещением рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью технологического процесса;

передачей обрабатываемого материала или изделий с операции на операцию с минимальными перерывами с помощью транспортера (конвейера).

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Важным показателем является объем производства продукции. В условиях рыночной экономики этот показатель принимает первостепенное значение, так же важное значение имеют и

натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Для обобщенной характеристики объемов производства продукции используют условно - натуральные показатели и нормативные трудозатраты. Оценка производства продукции на предприятии начинается с расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода:

,

Цепные - относительно предыдущего периода:

,

где - объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i- м периоде соответственно;

- объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

Среднегодовой темп роста (прироста) (Тпр) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической (Тсрг) или среднеарифметической (Тсра) взвешенной:

;

;

.

Оценка выполнения плана по производству за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по объему производства продукции (плановый, фактический, разница между фактическим и плановым, % к плану).

Важным показателем является коэффициент прибыльности производственной деятельности - показывает рентабельность, полученную от доходов. Важный показатель производственных характеристик фирмы, ценообразования, структуры себестоимости и эффективности производства. Рассчитывается как отношение чистой прибыли после уплаты налогов к продажам.

Производственный цикл измеряет отрезок времени от вложения денег в закупку до сбора дебиторской задолженности от продажи. Он рассчитывается как сумма среднего возраста запаса и среднего периода погашения. Короткий производственный цикл указывает, что управление дебиторской задолженностью и запасами эффективно. Анализ длительности производственного цикла учитывает влияние на технико - организационный уровень таких объективных циклических процессов, как жизненный цикл товара, техники и технологии. Длительность жизненного цикла товара определяется потребностью в товаре у общества, технологией производства, изменяющейся трудоемкостью и производительностью труда.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Полезно знать >>>

Организация предпринимательской деятельности
Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель. Долгие годы предпринимательство в нашей стране не имело широкой поддержки, однако, в настоящее время признано, что единственный ресурс в деловой жизни, на который можно делать ставку, - это человеческая активность, подстегиваемая стремлением обеспечить себе нормальные условия жизни. Открыть собственное д ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.