Анализ состояния и проблемы государственного управления в сфере обращения лекарственных средств в современной России

Как уже было сказано, для формирования четкой политики в области фармации необходимо законодательное обеспечение. Анализ действующего законодательства, а также нормативных актов показывает их разрозненность, непоследовательность. Потому становится возможным утверждать, что до сих пор в России отсутствует полное системное регулирование сферы лекарственного обеспечения, более того, позиция государства в данном вопросе остается довольно слабой.

На сегодняшний день идет работа с большим количеством новых федеральных нормативных актов, постановлений, приказов, инструкций, касающихся данной сферы. Тем не менее, выполнить требования отдельных законодательных и нормативных документов бывает непросто по нескольким причинам. Во-первых, понятия, термины, которые используются в документах, противоречат друг другу, а порой и здравому смыслу. Во-вторых, большинство законов - это законы непрямого действия, а требования многих подзаконных актов искажают их смысл. В-третьих, требования различных документов не соответствуют друг другу, поскольку в законах содержится множество ссылок на другие акты (правительственные, ведомственные и др.).

Именно отсюда и происходит активное создание собственной законодательной и нормативной базы в регионах.

На первый взгляд, список принятых в регионах нормативных актов впечатляет. Однако это обманчивое впечатление, потому что в основном упомянутые документы регулируют лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. В то же время одно из центральных мест в государственной политике в области фармации должно занимать нормативное регулирование, т.е. разработка стандартов отрасли, норм, правил, инструкций, приказов, которые должны не противоречить друг другу, а дополнять.

Более того, с момента открытия отечественного рынка для импортных лекарств и по сей день так и не было принято ни одного подзаконного акта гармонизированного с ВОЗ или Евросоюзом, что говорит об отсутствии возможности выйти на мировой рынок оборота лекарственных средств. В итоге уже к 2003 году отечественный рынок был заполнен импортными лекарственными препаратами на 70% при том, что нашим производителям так и не удалось выйти на мировую арену [8].

Кроме того, остро стоит проблема ценообразования на лекарственные средства. Практика работы по реализации постановления выявила ряд существенных недостатков в действующей системе государственной регистрации цен на лекарственные средства в субъектах Федерации. Это и громоздкий механизм согласования, регистрации и перерегистрации цен, и различное понимание и трактовка порядка введения в действие зарегистрированных цен налоговыми органами, органами прокуратуры и субъектами хозяйственной деятельности в сфере производства и торговли лекарственными средствами. Все эти недостатки приводят к необоснованным потерям времени в ходе государственной регистрации цен и к финансовым убыткам у предприятий-производителей, а самое главное - к повышению цен.

Стоит упомянуть и о все более истощающемся кадровом потенциале отечественной науки и производства.

Итак, в виду существования таких серьезных проблем в обозримом будущем российский рынок лекарственных средств может перестать существовать как базовый производственный сектор. Следовательно, стоит уже сейчас принимать какие-либо меры по его восстановлению.

Согласно инновационному развитию сценария, который предполагает гарантированное, качественное и недорогое обеспечение населения России препаратами для лечения социально значимых групп заболеваний на основе выбранной номенклатуры существующих качественных дженериков, лицензионных препаратов и их патентоспособных модификаций, и в перспективе, инновационных лекарств собственной разработки, предложенном в «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года» [7].

В рамках данного документа также предлагается развитие персонализированной медицины, основанной на знании генетических особенностей конкретного человека и подборе индивидуального комплекса лекарств.

В соответствии с имеющимся опытом западной фармацевтической индустрии и российских реалий, в настоящее время необходимо начать стратегический сценарий развития фармацевтической отрасли в Российской Федерации, который включает в себя прохождение четырех этапов [8]:

Этап 1. Производство препаратов-дженериков

Этап 2. Производство лицензионных препаратов

Этап 3. Производство новых лекарственных препаратов для внутреннего рынка

Этап 4. Производство инновационных лекарственных препаратов для международного рынка.

На мой взгляд, настоящая Стратегия вполне отражает стратегические цели, принципы и задачи развития фармацевтической промышленности, ситуацию в отрасли, проблемы отрасли, способы и пути решения указанных проблем.

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Организация и экономическая оценка механизации производства молока
производство оборудование оплата труд С целью повышения эффективности работы сельскохозяйственных предприятий, а именно повышения объемов производства, расширения ассортимента выпускаемой продукции, повышения производительности труда, сокращения затрат и, следовательно, снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции, многим предприятиям следует повышать уровень м ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.