Обзор инвестиционного уровня Российской Федерации

Для возникновения потока инновационных проектов нужен еще и свободный трансфер разработок и технологий из центров НИР в бизнес. И здесь ключевую роль играет политика, проводимая центрами трансфера технологий при НИИ и ВУЗах, в области управления интеллектуальной собственностью. Создание потока проектов возможно лишь в том случае, если приоритетом государственных центров НИР является скорейшая коммерциализация принадлежащей им интеллектуальной собственности, а не извлечение максимального дохода от ее передачи и использования. Тем более что самостоятельно продавать принадлежащие им разработки и технологии у российских НИИ и ВУЗов пока получается плохо, и принадлежащая им интеллектуальная собственность зачастую оказывается невостребованной.

Неразвитость и неэффективность использования инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства

. Затраты государства на создание технопарков в разы превышают затраты на финансирование всех остальных институтов поддержки инновационного бизнеса на региональном уровне. Критически важное значение для успеха такого рода проектов имеют тесные партнерские связи с университетами и основными центрами НИР в регионе. Речь должна идти не только о создании совместной научно-исследовательской инфраструктуры (центров коллективного пользования, центров трансфера технологий и т. д.) и реализации совместных проектов, но и о «физическом» соседстве университета и технопарка. Практика работы российских технопарков, не имеющих таких связей и существующих отдельно от остальных элементов инновационной системы, показывает, что в этом случае они превращаются в обычные объекты коммерческой недвижимости.

За последние несколько лет государство создало законодательный и организационный каркас национальной инновационной системы. Функционируют структуры, ответственные за предоставление предпосевных и посевных инвестиций, венчурного финансирования, создана правовая база инновационного центра «Сколково», призванного стать интегратором отечественных инновационных компаний в зарубежное инновационное сообщество. В значительной мере облегчено применение в коммерческих целях разработок, созданных на базе государственных научных структур и ВУЗов. Инновационное развитие страны признано приоритетом на высшем политическом уровне и нашло отражение в управленческих структурах на уровне Президента и Правительства России.

Вместе с тем тормозится создание целостной системы преференций инновационным компаниям и действенных стимулов, подталкивающих бизнес к ускоренному внедрению передовых технологий, хотя этап концептуального обсуждения необходимости нормативного закрепления таких преференций и стимулов уже пройден.

Основная заслуга упомянутых основных направлений и стратегии в том, что в них впервые была сформулирована с достаточной степенью четкости стратегическая цель - создание системы коммерциализации научных разработок. Слабая связь между наукой и промышленностью была серьезной проблемой еще в советские времена, а в постреформенные десятилетия она обострилась многократно. Без решения этой проблемы об инновационном развитии экономики даже мечтать не имеет смысла.

Именно в рамках реализации инициативы было начато формирование системы институтов развития, включающей фонды предпосевного (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - Фонд Бортника, 1994 год) и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (Российская венчурная компания и госкорпорация «Роснанотех», впоследствии преобразованная в ОАО - созданы в 2006 и 2007 годах соответственно). Созданием Фонда «Сколково» в 2010 году было завершено формирование основных государственных структур в рамках национальной инновационной системы.

Курирующей «идеологической» надстройкой НИС стали президентская и правительственная комиссии по инновациям (Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России и Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям созданы в 2009 и 2008 годах соответственно).

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Определение экономической эффективности специализации СПК имени 1 мая Краснооктябрьского района
Главной задачей данной курсовой работы является определение экономической эффективности специализации СПК имени 1 мая Краснооктябрьского района. Объектом исследования является СПК имени 1 мая. Предметом исследования является специализация. Будут рассмотрены сущность и объективные условия развития специализации, факторы, которые повлияли на специализацию нашего предпр ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.