Сравнительная характеристика инновационной политики в различных странах

 реформирование системы образования в сфере науки и технологий.

Промышленная стратегия этой страны ориентирована на концентрацию сил и средств в нововведениях, которые бы обеспечивали максимальный уровень качества и при этом были бы недороги. В отличие от Америки, использующей в качестве главного инвестиционного источника акционерный капитал, Япония предоставляет бизнесу неограниченную возможность финансирования новых проектов по низким процентным ставкам. В стране обеспечивается высокая эффективность кредитов, так как система ценностей Японии традиционно поощряет экономию и бережливость.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль выполнения конкретных направлений научно-инновационной политики осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации научно-инновационной политики опора делается на крупные корпорации.

В целом Соединенные Штаты значительно выделяются как наиболее технологически и инновационно динамичная экономика. Западная Европа и Япония также показывают высокую степень инновационности, по сравнению с остальными странами, но и Европа, и Япония отстают от США в связях университетов и бизнеса, призванных вовлекать в хозяйственный оборот новые идеи, получая новые изделия и новые рынки, а также в энергичности, с которой рынки капитала реализуют и поддерживают продвижение новых предприятий и новых изделий.

В свою очередь, Европейский союз (ЕС) в 2000 г. взял курс на создание к 2010 г. наиболее конкурентоспособной в мире динамичной экономики, основанной на знаниях. В этой связи приоритетными направлениями деятельности ЕС стали три области: научно-техническая, инновационная и образовательная. В частности, к уже существующей Рамочной программе НИОКР была добавлена новая Рамочная программа по конкурентоспособности и инновациям (2007-2013 гг.), а также Программа интегрированных действий по непрерывному образованию. Для развития этой стратегии были предусмотрены кардинальные меры по укреплению научно-технического потенциала - увеличение расходов на НИОКР с 1,9% до 3,0% ВВП (на 2/3 за счет инвестиций частной промышленности и на 1/3 - государственных расходов), а также расширение панъевропейского сотрудничества в рамках европейской Рамочной программы НИОКР. Основой новой научно-технической политики Брюсселя стало создание Европейского научного и инновационного пространства (рост расходов на НИОКР до 3-х процентного уровня дал дополнительный годовой прирост ВВП в размере 0,5% и привёл после 2010 года к созданию более 400 тыс. дополнительных рабочих мест).

На 2006-2010 гг. (7-я Рамочная программа НИОКР ЕС) было намечено дальнейшее развитие европейской кооперации по наиболее передовым научно-техническим направлениям, в числе которых: построение информационного общества (главный тематический приоритет), биотехнология и геномика, нанотехнология и новые материалы, космос, безопасность и т.д. В организационном плане сотрудничество проходило по таким направлениям как:

 создание центров «превосходства»;

 запуск технологических инициатив («платформ», «карт» и т.д.);

 стимулирование фундаментальных исследований путем развития конкуренции между исследовательскими группами;

 создание условий для предотвращения оттока кадров и для привлечения наиболее квалифицированных зарубежных исследователей;

 развитие исследовательской инфраструктуры;

 улучшение координации национальных программ НИОКР.

В России в последнее время также происходит улучшение ситуации по инновационной политике. В частности, увеличиваются масштабы инвестиций в науку. За период 2000-2009 гг. сформировалась тенденция к их увеличению: среднегодовой темп прироста этих затрат составил 7.7%, в итоге их объем в сопоставимых ценах вырос в 1.8 раза.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Полезно знать >>>

Олигополистический рынок сущность, особенности механизма функционирования в российской экономике
Вы купили новый телефон? Вы, вероятнее всего подключитесь к одному из операторов сотовой связи МТС, Билайн или Мегафон. Эти три крупнейших оператора предоставляют почти весь объем услуг сотовой связи в России. Именно эти фирмы определяют весь объем услуг, совместно задавая рыночную кривую спроса, формируют цену. Как описать рынок сотовой связи? На совершенно конкурен ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.