Сравнительная характеристика инновационной политики в различных странах

Затраты на научные исследования и разработки - выраженные в денежной форме фактические расходы на выполнение научных исследований и разработок. Основное внимание в статистике уделяется учету внутренних затрат на научные исследования и разработки, выполненные собственными силами отчитывающейся организации в течение отчетного года, независимо от источника финансирования.

В качестве обобщающего статистического показателя масштабов научных исследований и разработок в стране выступают валовые внутренние затраты на их выполнение на национальной территории в течение отчетного года (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом) в абсолютном выражении и в процентах к валовому внутреннему продукту.

Сравнение России по данному показателю с ведущими странами мира приведено в Приложении (П1, П2).

Активность в сфере технологических инноваций является одним из ключевых индикаторов инновационной деятельности, характеризующих потенциал технологической модернизации и инновационного развития экономики России.

На протяжении 1990-х годов динамика уровня инновационной активности в промышленном производстве демонстрировала зависимость от макроэкономических трендов. Радикальные рыночные реформы, осуществлявшиеся в условиях глубокого экономического кризиса, сопровождались существенным падением величины данного индикатора до минимального за последние 20 лет уровня - 4.7% (1997 г.). Его последующий рост, вплоть до максимума - 10.6% в 2000 г., отражал краткосрочные эффекты импортозамещения, наблюдавшегося после финансового кризиса 1998 г. В 2000-е годы инновационная активность предприятий промышленного производства в отсутствие необходимых стимулов практически утратила эластичность от макроэкономических показателей. Ее стабильно низкий по меркам развитых стран уровень - от 9.3 до 10.6% - сохранялся как в годы подъема экономики, так и в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.

В сфере услуг общую картину инновационных процессов определяют отрасль связи, а также деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий. За последнее десятилетие именно эти отрасли, пережившие этап стремительного роста и модернизации, показывали более высокий в сравнении с промышленным производством уровень инновационной активности - от 12 до 15%. Снижение доли инновационных предприятий (до 10%) наблюдается только в последнее время.

По уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (Германия - 70%; Канада - 65%; Бельгия - 60%; Ирландия, Дания и Финляндия - 55-57%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 20-40%.

Наглядно данные показатели отражены в Приложении (П3, П4, П5).

Одной из главных характеристик инновационной стратегии предприятий государства является выбор между самостоятельной разработкой и заимствованием готовых нововведений. Индикатором этого может служить наличие деятельности, непосредственно связанной с созданием нового знания (ИР), производственного проектирования и т.п. Доля предприятий, не осуществлявших в рамках внедрения инноваций каких-либо видов деятельности по созданию знания, составляет 34.3%.

С учетом различий в уровне конкурентоспособности инноваций и способности компаний продуцировать новые знания можно выделить следующие типы стратегий инновационных предприятий.

 Инноваторы на международном рынке - создают своими силами технологические инновации, новые для международного рынка. Такие компании обладают способностью производить наиболее радикальные нововведения; их доля устойчива на протяжении 10 лет - около 6-7% всех инновационно-активных предприятий.

 Инноваторы на национальном (локальном) рынке - разрабатывают собственными силами технологические инновации, новые для национальных (локальных), но не международных рынков, на которые они не выходят. Доля подобных предприятий снизилась с 17% в 1998 г. до 6% в 2008 г.

 Имитаторы на международном рынке - осуществляют репликацию технологических инноваций, не являющихся новыми для международного рынка. Эти компании активны на мировом рынке и осуществляют инновационную деятельность собственными силами. Их особенностью является способность обеспечить заимствование и дальнейшее распространение передовых технологий в стране. Доля компаний данного типа относительно стабильна в течение последнего десятилетия - от 10 до 15%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Полезно знать >>>

Общая характеристика финансовой деятельности ООО Компания Шик
Краткая характеристика ООО «Компания «Шик» «Компания «Шик» - крупная торговая сеть, занимающаяся продажей парфюмерии, косметики и бытовой химии на рынке Архангельска и Архангельской области, существует уже более 15-ти лет. Компания «Шик» начала свое существование в 1992 году, в этот момент были открыты две розничные точки, которые торговали парфюмерией и космет ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.