Анализ показателей затрат производственной деятельности ОАО «Сургутнефтегаз»
Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя основными группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
На основе исходных данных, приведенных в таблице 6, найдем точку безубыточности графическим способом в соответствии с рисунком 6 и рисунком 7.
Таблица 6 - Исходные данные для расчета точки безубыточного объема продаж по ОАО «Сургутнефтегаз» за 2009 -2010 гг.
Показатель |
Обозначения |
2009 год |
2010 год |
Отклоне-ние, +/- |
2010 г. к 2009 г. в % |
Постоянные издержки, тыс. руб. |
|
3670563,00 |
3615820,00 |
-54743,00 |
98,51 |
Удельные переменные издержки, руб. |
|
914,53 |
1201,58 |
287,05 |
131,39 |
Общие издержки, тыс. руб. |
|
6657987,00 |
7434686,00 |
776699,00 |
111,67 |
Объем реализации, тыс.т |
|
3266,60 |
3178,20 |
-88,40 |
97,30 |
Цена 1 т нефти, руб. |
|
2779,00 |
3955,00 |
1176,00 |
142,32 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
|
9077881,40 |
12569781,00 |
3491899,60 |
138,47 |
Прибыль, тыс. руб. |
|
2419894,40 |
5135095,00 |
2715200,60 |
212,20 |
По горизонтали откладывается объем реализации продукции в натуральных единицах. По вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые составляют выручку от реализации.
Далее строится линия себестоимости (АБ) и выручки от реализации продукции (ВГ). По графикам можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Точка, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции, носит название точки безубыточности (Т). При реализации продукции, ниже точки безубыточного объема продаж предприятие носит убытки (зона убытков - ЗУ). Если же фактический объем реализации продукции превысит безубыточной - предприятие получит прибыль (зона безопасности - ЗБ). Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Рисунок 6 - Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и её себестоимостью по ОАО «Сургутнефтегаз» за 2009 год
Рисунок 7 - Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и её себестоимостью по ОАО «Сургутнефтегаз» за 2010 год.
Из приведенных графиков видно, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. Точка безубыточного объема продаж в 2010 году сместилась влево, уменьшилась зона убытков и увеличилась зона безопасности предприятия. Можно сделать следующие выводы: при повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повысило порог рентабельности (точку безубыточного объема продаж) и уменьшило зону безопасности.
Полезно знать >>>
Организация поточного производства на предприятии
Актуальность
выбранной темы заключается в том, что в поточном производстве в полной форме
находят свое воплощение прогрессивные принципы организации. Являясь передовым
методом организации производства, поток имеет существенные экономические
преимущества.
Эффективность
поточных методов выражается в повышении производительности труда, увеличении
выпуска продукции, со ...
Разделы
Интересно знать
- Общественные блага виды и особенности
Понятие и классификация экономических благ - Оплата труда работников таможенных органов
Организация заработной платы. Оплата труда - Организации трудоустройства населения
Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы