Анализ показателей затрат производственной деятельности ОАО «Сургутнефтегаз»

Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя основными группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

На основе исходных данных, приведенных в таблице 6, найдем точку безубыточности графическим способом в соответствии с рисунком 6 и рисунком 7.

Таблица 6 - Исходные данные для расчета точки безубыточного объема продаж по ОАО «Сургутнефтегаз» за 2009 -2010 гг.

Показатель

Обозначения

2009 год

2010 год

Отклоне-ние, +/-

2010 г. к 2009 г. в %

Постоянные издержки, тыс. руб.

3670563,00

3615820,00

-54743,00

98,51

Удельные переменные издержки, руб.

914,53

1201,58

287,05

131,39

Общие издержки, тыс. руб.

6657987,00

7434686,00

776699,00

111,67

Объем реализации, тыс.т

3266,60

3178,20

-88,40

97,30

Цена 1 т нефти, руб.

2779,00

3955,00

1176,00

142,32

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

9077881,40

12569781,00

3491899,60

138,47

Прибыль, тыс. руб.

2419894,40

5135095,00

2715200,60

212,20

По горизонтали откладывается объем реализации продукции в натуральных единицах. По вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые составляют выручку от реализации.

Далее строится линия себестоимости (АБ) и выручки от реализации продукции (ВГ). По графикам можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Точка, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции, носит название точки безубыточности (Т). При реализации продукции, ниже точки безубыточного объема продаж предприятие носит убытки (зона убытков - ЗУ). Если же фактический объем реализации продукции превысит безубыточной - предприятие получит прибыль (зона безопасности - ЗБ). Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Рисунок 6 - Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и её себестоимостью по ОАО «Сургутнефтегаз» за 2009 год

Рисунок 7 - Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и её себестоимостью по ОАО «Сургутнефтегаз» за 2010 год.

Из приведенных графиков видно, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. Точка безубыточного объема продаж в 2010 году сместилась влево, уменьшилась зона убытков и увеличилась зона безопасности предприятия. Можно сделать следующие выводы: при повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повысило порог рентабельности (точку безубыточного объема продаж) и уменьшило зону безопасности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно знать >>>

ООО Флора - экологические виды работ вывоз, переработка и утилизация твердых бытовых отходов
Курсовая работа предусматривает разработку бизнес-плана. В качестве объекта планирования может быть выбрана любая сфера предпринимательства как для вновь создаваемых предприятий, так и для действующих в сфере услуг. Рост промышленного производства и повышение уровня потребления, как показывает практика, пропорционально увеличению и количества его отходов. Все развит ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.