Анализ нормативно-правового обеспечения организации деятельности государственных унитарных предприятий в РФ

В отличие от В.А. Дозорцева Ю.К. Толстой предполагает, что в нашей экономике унитарным предприятиям, особенно предприятиям оборонно-промышленного комплекса, не только уготована долгая жизнь, но и следует идти по пути применения данной организационно-правовой формы, так как в настоящее время разработка этого правового направления только определяется законодательно.

«Почему, - спрашивает Ю.К. Толстой, - общественная и религиозная организация не может образовать подсобное предприятие, которое, будучи унитарным предприятием, функционировало бы как юридическое лицо? Почему в этих случаях нужно обязательно втискивать соответствующее юридическое лицо в прокрустово ложе хозяйственного товарищества или общества».

К сторонникам третьего подхода можно отнести И.П. Грешникова, И.В. Ершову, Н.Н. Косякову, И.В. Талапину, которые считают, что унитарное предприятие с его ограниченными вещными правами хозяйственного ведения и оперативного управления - правовой феномен, который используется для обеспечения реализации строго определенных в законе государственно-предпринимательских и общественно значимых целей.

Такие диаметральные взгляды на природу унитарного предприятия основываются на ограниченных правах по распоряжению имуществом и специальной правоспособностью.

Конструкции ограниченных вещных прав хозяйственного ведения и оперативного управления, автором которых был академик А.В. Венедиктов, перешли в современное законодательство из советского.

Так, основной отличительной особенностью предпринимательских правоотношений с участием предприятий оборонно-промышленного комплекса является то, что эти отношения связаны с защитой государства.

Юридические лица, участвующие в правоотношениях, выделяемых из общих предпринимательских, должны отличаться своей специальной правоспособностью, которая позволяла бы им выполнять те функции, которые на них возложены в соответствии с Федеральными законами от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Именно субъектам права хозяйственного ведения и права оперативного управления государство до сих пор доверяет осуществлять наиболее важные, общественно значимые виды деятельности в таких сферах, как оборона, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, наукоемкие технологии, т.е. стратегически важные направления жизнедеятельности государства.

В настоящее время конструкции ограниченных вещных прав хозяйственного ведения и оперативного управления направлены на обеспечение и защиту общественно полезных интересов, прежде всего для реализации права государственной и муниципальной собственности.

В настоящее время в РФ 3553 федеральных государственных предприятия, причем в государственной экономической политике отмечается тенденция их сокращения.

Правительство РФ Постановлением от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» утвердило Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в РФ (далее - Концепция), которая установила цели и задачи реформирования механизма управления унитарными предприятиями для определения круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций.

При этом в Концепции отсутствовало четкое правовое разграничение унитарных предприятий, действующих на праве хозяйственного ведения, и казенных предприятий, действующих на основании права оперативного управления.

В развитие Концепции Правительство РФ приняло Постановление от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения», в котором дублировались основные положения Концепции и содержались руководящие нормы, направленные на реорганизацию, ликвидацию, продажу государственных унитарных предприятий в качестве объектов гражданского права как имущественных комплексов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать >>>

Основные направления инновационной политики в России и механизмы их реализации
Современная научно-техническая революция представляет собой совокупность коренных качественных изменений в средствах, технологии, организации и управлении производством на основе новых научных принципов. Эта революция есть не что иное, как всеобъемлющая волна инноваций, научных разработок, внедряемых практически на всех направлениях промышленной, социальной, управленче ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.