Анализ нормативно-правового обеспечения организации деятельности государственных унитарных предприятий в РФ
В отличие от В.А. Дозорцева Ю.К. Толстой предполагает, что в нашей экономике унитарным предприятиям, особенно предприятиям оборонно-промышленного комплекса, не только уготована долгая жизнь, но и следует идти по пути применения данной организационно-правовой формы, так как в настоящее время разработка этого правового направления только определяется законодательно.
«Почему, - спрашивает Ю.К. Толстой, - общественная и религиозная организация не может образовать подсобное предприятие, которое, будучи унитарным предприятием, функционировало бы как юридическое лицо? Почему в этих случаях нужно обязательно втискивать соответствующее юридическое лицо в прокрустово ложе хозяйственного товарищества или общества».
К сторонникам третьего подхода можно отнести И.П. Грешникова, И.В. Ершову, Н.Н. Косякову, И.В. Талапину, которые считают, что унитарное предприятие с его ограниченными вещными правами хозяйственного ведения и оперативного управления - правовой феномен, который используется для обеспечения реализации строго определенных в законе государственно-предпринимательских и общественно значимых целей.
Такие диаметральные взгляды на природу унитарного предприятия основываются на ограниченных правах по распоряжению имуществом и специальной правоспособностью.
Конструкции ограниченных вещных прав хозяйственного ведения и оперативного управления, автором которых был академик А.В. Венедиктов, перешли в современное законодательство из советского.
Так, основной отличительной особенностью предпринимательских правоотношений с участием предприятий оборонно-промышленного комплекса является то, что эти отношения связаны с защитой государства.
Юридические лица, участвующие в правоотношениях, выделяемых из общих предпринимательских, должны отличаться своей специальной правоспособностью, которая позволяла бы им выполнять те функции, которые на них возложены в соответствии с Федеральными законами от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Именно субъектам права хозяйственного ведения и права оперативного управления государство до сих пор доверяет осуществлять наиболее важные, общественно значимые виды деятельности в таких сферах, как оборона, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, наукоемкие технологии, т.е. стратегически важные направления жизнедеятельности государства.
В настоящее время конструкции ограниченных вещных прав хозяйственного ведения и оперативного управления направлены на обеспечение и защиту общественно полезных интересов, прежде всего для реализации права государственной и муниципальной собственности.
В настоящее время в РФ 3553 федеральных государственных предприятия, причем в государственной экономической политике отмечается тенденция их сокращения.
Правительство РФ Постановлением от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» утвердило Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в РФ (далее - Концепция), которая установила цели и задачи реформирования механизма управления унитарными предприятиями для определения круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций.
При этом в Концепции отсутствовало четкое правовое разграничение унитарных предприятий, действующих на праве хозяйственного ведения, и казенных предприятий, действующих на основании права оперативного управления.
В развитие Концепции Правительство РФ приняло Постановление от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения», в котором дублировались основные положения Концепции и содержались руководящие нормы, направленные на реорганизацию, ликвидацию, продажу государственных унитарных предприятий в качестве объектов гражданского права как имущественных комплексов.
Полезно знать >>>
Организация и экономическая оценка механизации производства молока
производство оборудование оплата труд
С
целью повышения эффективности работы сельскохозяйственных предприятий, а именно
повышения объемов производства, расширения ассортимента выпускаемой продукции,
повышения производительности труда, сокращения затрат и, следовательно,
снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции, многим предприятиям
следует повышать уровень м ...
Разделы
Интересно знать
- Общественные блага виды и особенности
Понятие и классификация экономических благ - Оплата труда работников таможенных органов
Организация заработной платы. Оплата труда - Организации трудоустройства населения
Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы