Анализ нормативно-правового обеспечения организации деятельности государственных унитарных предприятий в РФ

Е.А. Суханов полагает, что казенные предприятия, по сути, выступают как учреждения, ссылаясь на то, что у них «более ограниченно, чем у обычных унитарных предприятий, право оперативного управления на закрепленное за ними государственное имущество», но обращает внимание на то, что «казенные предприятия согласно правилам статьи 115 Гражданского кодекса РФ могут пользоваться весьма узкими возможностями в имущественном обороте, согласно статьям 296 - 297 Гражданского кодекса РФ, основанным на их строго целевой правоспособности». При этом они несут самостоятельную ответственность по долгам в пределах имеющегося у них имущества, принимая во внимание п. 5 ст. 115 Гражданского кодекса РФ, а не только денежных средств, как другие субъекты права оперативного управления, что, в частности, дает основания считать их самостоятельными участниками оборота.

Но у учреждений и казенных предприятий различные функции, которые фиксируются в их учредительных документах.

Изучая проблему низкой эффективности деятельности унитарного предприятия, в качестве первого серьезного фактора, препятствующего нормальной эффективной деятельности этого вида юридического лица, следует указать отсутствие проработанной, логично построенной нормативной правовой базы, что связано с различными концептуальными течениями правовой мысли вообще. В настоящее время при анализе нормативной правовой базы по функционированию унитарных предприятий выявляется проблема, связанная с недостаточной нормативной проработкой разграничений полномочий по управлению унитарными предприятиями органами федеральной исполнительной власти и аренды предприятия как имущественного комплекса. Отсутствие нормативной базы, регулирующей деятельность государственных унитарных предприятий, порождает их неэффективное управление.

Актуальность совершенствования законодательного регулирования государственных и муниципальных предприятий обусловлена теми важными функциями, которые они призваны выполнять: в ст. 7 Конституции РФ говорится, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Инструментами, с помощью которых возможно осуществление этой политики, и служат в том числе указанные предприятия.

Предметные исследования показывают эффективность государственной собственности, так как по сравнению с другими эта форма собственности имеет определенные преимущества, обусловленные ее функциями: способностью формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики для достижения наивысшей эффективности, ориентированной на социальные цели, так как владение акциями юридического лица подразумевает отторжение имущества из казны государства, но с сохранением права на получение дивидендов, унитарное предприятие - это сохранение имущества в казне государства и прибыль при эффективной хозяйственной деятельности данного вида юридического лица. Так, эффективность работы унитарных предприятий видна на примере дипломатических представительств Министерства иностранных дел, которые перечислили в бюджет 213 млн. руб. прибыли от своей деятельности за 2008 г.

Казенное предприятие в других странах (Франция, Испания, Германия и др.) является специализированным подразделением государственного органа управления - департамента, министерства или иного ведомства, оно законодательно наделено «дополнительным» или «присоединительным» бюджетом («budget-annex», «annexed-budget») и самостоятельной отчетностью, но в отличие от советской формы унитарного предприятия за рубежом в гражданском обороте участвует не само предприятие, а административная структура, в состав которой оно входит. Административная структура (департамент) приобретает права и обязанности, несет полную гражданско-правовую ответственность по обязательствам, связанным с хозяйственной деятельностью казенного предприятия или одним из видов унитарного предприятия, такие юридические лица осуществляют публичный интерес государства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать >>>

Определение себестоимости механообработки детали
Себестоимость продукции является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов, а также об уровне организации труда на предприятии. Таким образом, нужно выявлять пути снижения себестоимости продукции. Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Вне ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.