Анализ себестоимости продукции предприятия ООО «Транспортник»

Абсолютная сумма расходов дает представление о понесенных операционных затратах, но не позволяет судить об их эффективности, для этого рассчитаем коэффициент (уровень) эффективности использования расходов, он определяется как отношение суммы затрат к выручке от продаж, выраженное в процентах.

Кр 2008 = Р / ВП ∙ 100 = 7947 / 8577 ∙ 100 = 92,65%.

Кр 2009 = Р / ВП ∙ 100 = 10183 / 11204 ∙ 100 = 90,89%.

Этот показатель говорит о том, что на один рубль реализованных товаров за 2009 г. предприятие понесло 90,89 коп. расходов, это на 1,76 коп. меньше, чем за 2008 г., такое уменьшение является положительным фактором, и в значительной степени влияет на экономическое положение предприятия.

Итак, своевременная и точная оценка расходов предприятия является одним из решающих факторов принятия эффективных мероприятий по их снижению и выработки стратегии по управлению общими затратами (себестоимостью) предприятия.

Особенность данного анализа состоит в том, что далеко не все факторы, оказывающие влияние на их сумму и уровень, обладают факторными признаками, и большее число факторов находится в стохастической взаимосвязи с уровнем расходов. При проведении детерминированного факторного анализа такие факторы объединяют в группу «прочие факторы».

Основной моделью детерминированного факторного анализа суммы расходов является мультипликативная модель их зависимости от объема продажи продукции (работ, услуг) и уровня расходов.

Р = Ур ∙ ВП, (1)

где Р - сумма расходов предприятия,

Ур - уровень расходов;

ВП - выручка от продажи продукции, работ и услуг.

Группировка расходов на условно-постоянные и условно-переменные позволяет уточнить факторную модель:

Р = УРпер ∙ ВП + Рпост, (2)

где Рпер - условно-переменные расходы,

Рпост - условно-постоянные расходы.

Для количественной оценки влияния объема продаж на расходы их сумма за базисный период пересчитывается на отчетный объем продаж.

Р (ВП1) = УРпер0 ∙ ВП / 100 + Рпост0 , (3)

где Р (ВП1) - расходы, пересчитанные на отчетный объем продаж.

или Р (ВП1) = Рпер0 ∙ Т(ВП) + Рпост0,

где Т(ВП) - темп роста объема продаж.

Изменение расходов под влиянием объема продаж определяется вычитанием из пересчитанной суммы расходов суммы расходов за базисный период. Разность между отчетной и пересчитанной суммами расходов показывает влияние прочих факторов на их изменение.

Пересчитанная сумма расходов составит:

Р (ВП1) = 49,60 ∙ 11204 / 100 + 3693 = 9250 тыс.руб.

или Р (ВП1) = 4254 ∙ 1,30628 + 3693 = 9250 тыс.руб.

Изменение суммы расходов под влиянием объема продаж составит:

DР (ВП1) = 9250 - 7947 = 1303 тыс.руб.

Влияние прочих факторов на изменение расходов:

DР (пр.ф) = 10183 - 9250 = 933 тыс.руб.

Изменение расходов под влиянием прочих факторов представляет собой сумму их относительной экономии или перерасхода. В данном случае выявлен перерасход затрат на сумму 933 тыс.руб.

Итак, общее влияние факторов на изменение суммы расходов предприятия за 2009 г. на 2236 тыс.руб. в сторону увеличения составит: 1303 + 933 = 2236 тыс.руб.

Проверка: 10183 - 7947 = 2236 тыс.руб.

Для того, чтобы предприятие функционировало оптимальным образом необходима максимизация прибыли. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. Максимизация прибыли является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение максимальной прибыли возможно при определенном сочетании объема, цены продукта и себестоимости на реализацию. Максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки на реализацию продукции равны предельному доходу. Важным разделом управления экономической деятельностью предприятия является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. В ходе этого анализа вычисляют точку безубыточности или порог рентабельности. Эта точка характеризует объем выручки от продажи, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать >>>

Олигополистический рынок сущность, особенности механизма функционирования в российской экономике
Вы купили новый телефон? Вы, вероятнее всего подключитесь к одному из операторов сотовой связи МТС, Билайн или Мегафон. Эти три крупнейших оператора предоставляют почти весь объем услуг сотовой связи в России. Именно эти фирмы определяют весь объем услуг, совместно задавая рыночную кривую спроса, формируют цену. Как описать рынок сотовой связи? На совершенно конкурен ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.