Анализ себестоимости продукции предприятия ООО «Транспортник»

Абсолютная сумма расходов дает представление о понесенных операционных затратах, но не позволяет судить об их эффективности, для этого рассчитаем коэффициент (уровень) эффективности использования расходов, он определяется как отношение суммы затрат к выручке от продаж, выраженное в процентах.

Кр 2008 = Р / ВП ∙ 100 = 7947 / 8577 ∙ 100 = 92,65%.

Кр 2009 = Р / ВП ∙ 100 = 10183 / 11204 ∙ 100 = 90,89%.

Этот показатель говорит о том, что на один рубль реализованных товаров за 2009 г. предприятие понесло 90,89 коп. расходов, это на 1,76 коп. меньше, чем за 2008 г., такое уменьшение является положительным фактором, и в значительной степени влияет на экономическое положение предприятия.

Итак, своевременная и точная оценка расходов предприятия является одним из решающих факторов принятия эффективных мероприятий по их снижению и выработки стратегии по управлению общими затратами (себестоимостью) предприятия.

Особенность данного анализа состоит в том, что далеко не все факторы, оказывающие влияние на их сумму и уровень, обладают факторными признаками, и большее число факторов находится в стохастической взаимосвязи с уровнем расходов. При проведении детерминированного факторного анализа такие факторы объединяют в группу «прочие факторы».

Основной моделью детерминированного факторного анализа суммы расходов является мультипликативная модель их зависимости от объема продажи продукции (работ, услуг) и уровня расходов.

Р = Ур ∙ ВП, (1)

где Р - сумма расходов предприятия,

Ур - уровень расходов;

ВП - выручка от продажи продукции, работ и услуг.

Группировка расходов на условно-постоянные и условно-переменные позволяет уточнить факторную модель:

Р = УРпер ∙ ВП + Рпост, (2)

где Рпер - условно-переменные расходы,

Рпост - условно-постоянные расходы.

Для количественной оценки влияния объема продаж на расходы их сумма за базисный период пересчитывается на отчетный объем продаж.

Р (ВП1) = УРпер0 ∙ ВП / 100 + Рпост0 , (3)

где Р (ВП1) - расходы, пересчитанные на отчетный объем продаж.

или Р (ВП1) = Рпер0 ∙ Т(ВП) + Рпост0,

где Т(ВП) - темп роста объема продаж.

Изменение расходов под влиянием объема продаж определяется вычитанием из пересчитанной суммы расходов суммы расходов за базисный период. Разность между отчетной и пересчитанной суммами расходов показывает влияние прочих факторов на их изменение.

Пересчитанная сумма расходов составит:

Р (ВП1) = 49,60 ∙ 11204 / 100 + 3693 = 9250 тыс.руб.

или Р (ВП1) = 4254 ∙ 1,30628 + 3693 = 9250 тыс.руб.

Изменение суммы расходов под влиянием объема продаж составит:

DР (ВП1) = 9250 - 7947 = 1303 тыс.руб.

Влияние прочих факторов на изменение расходов:

DР (пр.ф) = 10183 - 9250 = 933 тыс.руб.

Изменение расходов под влиянием прочих факторов представляет собой сумму их относительной экономии или перерасхода. В данном случае выявлен перерасход затрат на сумму 933 тыс.руб.

Итак, общее влияние факторов на изменение суммы расходов предприятия за 2009 г. на 2236 тыс.руб. в сторону увеличения составит: 1303 + 933 = 2236 тыс.руб.

Проверка: 10183 - 7947 = 2236 тыс.руб.

Для того, чтобы предприятие функционировало оптимальным образом необходима максимизация прибыли. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. Максимизация прибыли является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение максимальной прибыли возможно при определенном сочетании объема, цены продукта и себестоимости на реализацию. Максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки на реализацию продукции равны предельному доходу. Важным разделом управления экономической деятельностью предприятия является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. В ходе этого анализа вычисляют точку безубыточности или порог рентабельности. Эта точка характеризует объем выручки от продажи, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать >>>

Организация производства молока в современных условиях хозяйствования (на примере ОАО Труд)
Финансовые трудности, испытываемые хозяйствами в период перехода к рынку, вынуждают их заниматься расширением отраслей, приносящих максимальную выгоду, и сворачивать производство убыточной продукции. В настоящее время многие хозяйства стараются увеличить денежную выручку за счет развития отраслей растениеводства, поскольку рентабельность производства зерна и других про ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.